Конспект занятия"Я и моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Буткевич Татьяна Александровна
  • Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
  • Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра, сюрприз).
  • Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya_st_gr.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Я и моя семья» конспект занятия в старшей группе по развитию речи.

Коррекционно - образовательные цели:

  • Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
  • Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра, сюрприз).
  • Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.
  • Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

Коррекционно - развивающие цели:

  • Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.

Воспитательные цели:

  • Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к близким людям.

Оборудование:

  • Сюжетные картинки "Семья", семейные фотографии, мяч, магнитная доска.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов по теме "Семья", составление рассказов по мнемосхемам, заучивание стихотворения "Папу с мамой берегу" Олег Бундур, беседа о семье.

Ход занятия:

1. Организационный момент

ВОСПИТАТЕЛЬ: К нам на занятие пришёл Буратино. Поздоровайтесь, ребята.

Дети: Здравствуй, Буратино!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте вспомним, как зовут папу Буратино?

Дети: Папа Карло!

Буратино: Я хочу познакомиться с вами и подружиться, расскажите мне о своей семье (рассматривание семейных фотографий. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи.). Каждый ребенок берет фотографию семьи и называет имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, имя брата, сестры.

2. Дидактическая игра «Предлоги»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Таня, где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване.)

Глеб, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном.)

 Юра, папа стоит перед диваном? (Папа стоит за диваном.)

Кира, где собака лежит? (Собака лежит перед диваном.)

Алиса, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном.)

Данил, где тапки стоят? (Тапки стоят под диваном.)

Лёша, где стоит лампа? Лампа стоит около дивана.)

3. Игра на развитие мелкой моторики "Семья"

ВОСПИТАТЕЛЬ: Буратино! Мы с ребятами очень любим играть и предлагаем тебе с нами поиграть!

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

 Вот и вся моя семья.

4. Мимические упражнения "Настроение"

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Настроение - какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

(Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.)

Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного. Изобразить состояние тоски и одиночества.

Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.

5. Подвижная игра "Домик".

В новом домике моем

Дети складывают руки на головой (крыша дома)

Разных три окошка

Вот внизу сидит наш пес

А на крыше кошка

Показывают три пальца, наклоняются и гладят пса. 

Встают на носочки и тянут одной рукой вверх.

Я же в домике сижу

И на улицу гляжу

Присаживаются, ладонь одной руки прижимают к щеке, вторая рука перпендикулярно правой и поддерживаю ее.

Дверь в квартиру открывается...

Встают на ноги, одной рукой "открывают дверь".

Это мама возвращается!

Подпрыгивают, поднимая руки вверх.

6. Рассматривание сюжетной картины "Семья"

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

Дети: Семья!

7. Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Воспитатель называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Семья.

Ребенок: Моя семья.

Логопед: Братья.

Ребенок: Мои братья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Брат.

Ребенок: Мой брат.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сестра.

Ребенок: Моя сестра.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сестры.

Ребенок: Мои сестры.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Бабушка.

Ребенок: Моя бабушка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дедушка.

Ребенок: /Мой дедушка

ВОСПИТАТЕЛЬ: Родственники.

Ребенок: Мои родственники.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

9. Игра " Я и моя семья"

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

ВОСПИТАТЕЛЬ: А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как назовешь ребенка своей тети, дяди.

Ребенок: Брат, сестра. Братик, сестренка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кем ты являешься своей тете, дяде?

Ребенок: Племянница, племянник!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чья это сумка?

Ребенок: Мамина сумка!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чьи это тапочки?

Ребенок: Папины, бабушкины, дедушкины тапочки!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Традиции в семье!

Ребенок: Семейные традиции!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отношения с братьями!

Ребенок: Братские!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Когда в семье хорошо, тепло!

Ребенок: Отношения хорошие, теплые!

10. Окончание занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте вспомним стихи о семье!

Дети читают стихи о семье.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Попрощаемся с Буратино и давайте его еще раз пригласим в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Семья. Моя родословная»

Формировать элементарные представление о том такое род, родословная, родители, семья...

Конспект занятия "Мой дом, моя семья"

Конспект занятия по образовательной области "Познание" с интеграцией образовательных областей "Коммуникация", "Социализация" в подготовительной группе "Мой дом, моя семья"...

Конспект занятия "Детский сад - моя семья"

Детский сад - моя семья. Расширяем знания о профессиях в детском саду....

Конспект занятия в клубе "Молодая семья"

Дошкольное детство - один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах...

Конспект занятия на тему «Моя семья»

Конспект занятия на тему «Моя семья»...

Конспект занятия на тему: " Моя семья"

Расширить представлений детей о своей семье....

Конспект занятий "Мой дом моя семья"

Программное содержание: формировать у детей представление о семье, как о людях которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи). Воспиты...