Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с применением мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бубнова Марина Викторовна

Цель данного занятия: научить детей работать с мнемотаблицами. С помощью значков-символов  ребенок учится составлять целое предложение.В данном конспекте представлено занятие,где дети отрабатывают лексику по теме "Осень" и затем составляют рассказ по мнемотаблицам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_na_11.10.18.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 12»

Конспект

 организованной образовательной деятельности

 по ОО «Речевое развитие»  

с применением мнемотехники

в старшей группе № 10

Тема: «Осень»

                                                                                              Воспитатель:

Бубнова Марина Викторовна

высшая квалификационная категория

Электросталь

2018

Цель: формирование  умения составлять пересказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие:

- Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».

- Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

- Активизирование речи детей посредством составления предложений, пересказа по мнемотаблице.

Воспитательные:

- Воспитание навыка  сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивающие:

- Развитие зрительного восприятия, внимания, умения обобщать.

Предварительная работа.

1. Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.

2. Обучение работе по мнемотаблицами.

3.  Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.

4. Словарная работа - дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Средства:

-Песня «Ах,какая осень,ах какая!»

- мяч;

- презентация (составление рассказа «Осень»)

- карточки для составления предложений (мнемоквадраты)

Ход ООД:

***начинает общение с детьми учитель-логопед

Организационный  момент.

Звучит песня “Ах, какая осень!

Учитель-логопед (начинает общение на фоне музыки)  :

-Какое настроение вызывает эта музыка? О каком времени года?

-Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь и ноябрь). Сегодня мы совершим путешествие в мир природы, в мир осени. Давайте вспомним признаки этого времени года.

А что бы нам было интересно вспоминать, мы еще и поиграем.

***Встаньте полукругом. Я  вам назову слово и буду  бросать вам мяч, а вы ловите мяч и подбираете слова, но не любые слова, а слова действия. Вспомните, что это слова отвечают на вопрос что…………….? (ответ детей)

Учитель-логопед.  Ветер что делает?...........Дует, воет, срывает листья, парус надувает, тучи гоняет

Дождь, что делает? Капает, идет,  льет, брызгает. (Ответы детей)

Птицы осенью, что делают? Собираются в стаи, улетают. (Ответы детей)

Осенью листья: что делают? Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют. (Ответы детей).

Подобрать слова признаки.  Осень может быть какая?  Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, холодная, ранняя, поздняя.  (Ответы детей).

-День, может быть какой? Осенний, солнечный, дождливый.  (Ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, вы так много знаете про осень, поэтому я уверена, что вы сможете сами рассказать  про это время года.

Я предлагаю вам сделать две команды и выбрать капитана. В каждой команде должно быть по 5 человек. (дети делятся на две команды, выбирают капитана)

Посмотрите на столы. У вас лежат карточки, которые называются мнемоквадраты. Они нам помогут рассказать про осень. Рассмотрите их внимательно. Каждая карточка обозначает целое предложение.

Перед вами - таблица. Представьте, что это дом,  и мы будем туда заселять жильцов (наши карточки-символы) слева направо. Я буду читать предложение,  а вы искать соответствующую карточку и помещать его в таблицу. А проверять правильность ваших ответов мы будем с помощью картинок- на экране (презентация).

Итак, мне нужны 2 капитана, они будут выполнять задание на доске.

А теперь внимательно послушайте небольшой рассказ:

Наступила осень. Солнышко светит мало и почти не греет.  Часто идет дождь. А мы во время дождя прячемся под зонтик. Похолодало и  люди стали одеваться теплее.  Дует сильный ветер.  Он срывает листочки с деревьев. Листья по ветру летят. Это называется листопад. И только елочка остается всегда зеленой. Улетают птицы в теплые края.   Животные готовятся к зиме. Белочки запасают орешки и грибочки, а ежики утепляют норку листьями. Насекомые  прячутся под кору деревьев. В лесу много грибов.  В саду зреют фрукты- яблоки.

1 часть работы с рассказом

 Затем воспитатель читает по одному предложению, а дети выкладывают символы на столах.  (Дети выкладывают  символ, воспитатель показывает этот значок на экране, чтобы дети проверили свое решение. Затем хором повторяют это предложение еще раз)

Физкультминутка

Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными,  прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны,  ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети,  стоя весело хлопают в ладоши)

 2 часть работы с рассказом

Рассказ детей по цепочке (без помощи воспитателя)

3 часть работы с рассказом

воспитатель предлагает рассказать весь рассказ (1-2 человека)

Подведение итогов деятельности

Что вам больше всего понравилось? Трудно было справиться с заданием?

Сюрпризный момент:

Воспитатель:

Осень в гости заходила

Вам  подарок подарила

Что же это за подарок? Отгадайте!

С деревьев сыплются монетки

От сильного дождя и ветра.

Я подниму десять монеток

И соберу большой букетик

 А оставила нам осень свой подарок за книжным уголком.

(Воспитатель дарит детям разноцветные листочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники на тему: Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии

Конспект  Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии Тема: «В гостях у Мишки» с детьми 2-3 лет...

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»

Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.Упражнять детей в составлении переск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы

 речевое развитие Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: развитие связной речи детей, обобщение и систематизи...