Главные вкладки

    Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ч"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Никифорова Наталья Петровна

    конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_bukva_ch.docx26.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад комбинированного вида №13»

    Конспект

    занятия

     по обучению грамоте

    Тема: Звук и буква Ч

    Подготовительная группа

                                                                      Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории

    Никифорова Наталья Петровна,

                                                                       

    Тема: Знакомство со звуком  и буквой Ч.

     Цель: формировать основы  успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфий.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • Корригировать и закреплять знания детей о звуке и букве (Ч), умение давать характеристику звука, познакомить с правилом правописания ЧА-ЧУ. Закреплять умения детей определять место звука в словах. Формировать первоначальные  навыки  чтения.

    Коррекционно-развивающие:

    • Корригировать и развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие. Развивать внимание, логическое мышление, память и фразовую речь, через формирование ответа полным предложением; общую моторику.

    Коррекционо-воспитательные:

    • Воспитывать произвольное внимание, интерес к занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность.

    Здоровьесберегающие:

    • Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей. Соблюдать правильную посадку детей. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. Чередовать статические и динамические задания.

    Оборудование: магнитные буквы, предметные картинки, сюжетная картинка, индивидуальные зеркала, дидактическое пособие «Солнышко», «Домики».

    Расширять и активизировать словарный запас:

    Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

    1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, эмоциональный настрой.

    2.Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, анализ и выводы.

    3.Приемы организации практической деятельности детей: комментирование.

    4. Приемы поддержки интереса у детей: игры, физкультурная пауза, чередование детской деятельности.

    5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

    Создание среды для организации и проведения НОД: 

    Предметные картинки, сюжетная картина, слоговая таблица, фишки красного, зелёного, синего и черного цветов.

    Виды детской деятельности в НОД:  

    Игровая.

    Коммуникативная.

    Двигательная.

    Продуктивная.

    Ожидаемые результаты:

    • закрепление навыка чтения;
    • умение детей проводить звуковой анализ слова;
    • умение давать характеристику звуку;
    • умение детей действовать самостоятельно
    • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
    • воспитание нравственных качеств;
    • расширение и активизация словарного запаса.

    Критерии оценки деятельности детей на НОД:

    1. Активно участвует в продуктивной  деятельности.

    2. Проявляет самостоятельность.

    3. Обращаться за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.

    4. Эмоционально реагирует.

    5.Проявляет волевое усилие.

    Области

    Интеграция

    Решаемые задачи

    Познание

    Знакомство со звуком и буквой Ч, его характеристика.

    Развивать и расширять интерес детей по грамоте.

    Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

    Социализация

    Развитие игровой деятельности

    Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы в игровой  деятельности.

    Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

    Коммуникация

    Беседа.

    Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

    Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать

    элементарные общепринятые нормы поведения.

    Физическая культура

    Физминутка

    Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

    План непосредственно образовательной деятельности

    1. Вводная часть:                                                                                           5 мин.

    - создание проблемной ситуации;

    - создание мотива для деятельности детей, определение цели;

    - анализ обследования, выводы;

    2. Основная часть.                                                                                       20 мин.

    - загадка;

    - игра на определение места звука в слове;  

     -составление звуковой схемы слова;

    -составление рассказа;

    - физкультурная пауза;

    3. Заключительная часть.                                                                          5 мин                                                            

    - оценка деятельности детей и самооценка;

    - подведение итогов НОД.

    Длительность НОД.                                                                                               30мин.

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    Части НОД

    Содержание

    Области

    1. Вводная часть:                                                                                          

    - создание проблемной ситуации;

    - создание мотива для деятельности детей, определение цели;

    - анализ обследования, выводы;

    -Доброе утро, ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, поздороваемся с ними. (Здороваются с гостями).

     -Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас откройте глаза (логопед берёт зажженную свечу). Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем доброго утра и чудесного настроения. 

    - Сегодня мы отправимся в город с необычным названием, которое зашифровано проказником ветром. На доске таблица с шифром, магнитные буквы, детям предлагается разгадать зашифрованное слово. 

    9 7 5 2 3 1 4 6 8

    Д Р О У К Б В Г А

     Молодцы вы правильно расшифровали, мы отправляемся в город Буквоград.

    Ты закрой скорей глаза,

    Повернись вокруг себя,

    Очи-глазки разомкни,

    Вправо-влево посмотри

                А теперь вперед смотри

    Посмотрите, на доске появилась буква Ч, она очень грустная, наверно у неё что-то случилось, давайте узнаем  (на обратной стороне буквы написано):

    У меня стряслась беда,

    Помогите детвора

    В замок мой ворвался ветер,

    Все разрушил, разбросал,

    Части все заколдовал,

    Чтобы замок вновь собрать

    Нужно знания вам показать,

    Справиться с любой задачей,

    И постигнет вас удача!

     -Посмотрите в городе на улице буквы Ч и правда беда, замок весь рассыпался, его нужно собрать по частям, выполняя каждое задание мы будем получать по одной части. Ну что поможем навести порядок в Буквограде? (ответы детей)

    Коммуникация

    Художественная литература

    Познание

    Социализация

    2. Основная часть.                                                                                           

    - отгадывание загадки;

    - планирование;

     -определение места звука Ч в слове;

     -чтение слогов;

    - физкультурная пауза;

    - звуковой анализ слова ЧАСЫ;

    -составление рассказа по сюжетной картине;

    -графический диктант.

     1. Отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет» (ответы детей-это мяч).

    -Правильно, это мяч. Какой последний звук в слове мяч (дети отвечают - Ч).

    -Звук Ч-согласный, шипящий, всегда мягкий.

    2.Чтобы помочь собрать замок и вернуться букве Ч в замок, надо выполнить задание-это определение места звука в словах.

    -Вы с подноса берёте по одной картинке, называете её и определяете, место звука Ч в слове (дети выполняют индивидуально, отвечая на вопрос полным предложением).

    -Молодцы, мы выполнили задание, получайте первую часть замка.

    3.А теперь следующее задание, надо прочитать слоги по таблице (АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ) и (ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ), (дети выполняют и получают вторую часть замка).

    4.Физминутка возле стола:

    А теперь немного отдохнём и поиграем в игру:

    ЧИ-ЧИ-ЧИ (3 хлопка)

    Черные грачи (руки в стороны, махи руками)

    ЧОК-ЧОК-ЧОК (3 хлопка)

    Черный каблучок (руки на пояс, топанье ногой)

    (дети играют)

    5.Звуковой анализ слова ЧАСЫ (дети выполняют задание и делают анализ каждого звука), получают третью часть замка.

    6.Составление рассказа по сюжетной картине. У нас с вами осталось выполнить последние задание и мы с вами закончим собирать замок (дети по очереди составляют предложения по картине) и получают последнюю часть замка.

    7.Графический диктант:

    - Снова молодцы, вы получаете последнюю часть замка, замок готов, но он закрыт на замок, а ключ потерялся. Сейчас мы решим и эту задачу, возьмите карандаш, лист бумаги в клетку, найдите точку и приготовьтесь к диктанту, если вы точно будете следовать указаниям, то получится ключ к решению главной задачи (дети выполняют графический диктант)

     -Молодцы, на что похож ключ к замку, правильно на цифру 5.

    -Выполнили все задания и пора возвращаться в детский сад.

    Познание

    Коммуникация

    Заключительная часть.                                                                                    

    - оценка деятельности детей и самооценка;

    - подведение итогов НОД.

    -Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, скажите какой букве мы помогали вернуться в  свой замок? Назовите её характеристику?

     Понравились вам задания?  (ответы детей).

    -Вы все хорошо занимались, наша деятельность закончена.

    Коммуникация

    Социализация

    Длительность НОД: 30 минут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

    Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

    НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

    План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

    План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

    Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

    Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

    Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)

                                      Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...

    Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

    Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...