«Дифференциация звуков [р], [р’]»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Некрасова Татьяна Владимировна

Конспект разработан для подготовительной к школе группы. Данный конспект помогает упражнять детей в дифференциации звуков [р], [р’] на материале слов, словосочетаний и фраз; закрепить умение определять наличие звуков [р], [р’] в словах. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность; развивает навыки пространственной ориентировки на плоскости, зрительное восприятие детей, связную речь согласно нормам русского языка, развивает фонематический слух и восприятие, умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения. Более подробно можно узнать в документе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «От рождения до школы»

Группа:  подготовительная к школе группа

Тема: «Дифференциация звуков [р], [р’]»

Цель: создание благоприятных условий для умения детей дифференцировать звуки [р], [р’]; закреплять навык словоизменения с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и выделения первого звука в слове.

Задачи:

  1. Воспитательные:  воспитывать познавательный интерес к наборному полотну, а так же к образовательной деятельности через использование игровых приемов, воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
  2. Развивающие: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность; развивать навыки пространственной ориентировки на плоскости, зрительное восприятие детей, развивать связную речь согласно нормам русского языка, развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности,  развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
  3. Образовательные: упражнять в дифференциации звуков [р], [р’] на материале слов, словосочетаний и фраз; закрепить умение определять наличие звуков [р], [р’] в словах; упражнять в звуковом анализе простых слов; закреплять слова – обобщения; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
  4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Активизация словаря: звуки [р], [р’]; слова со звуками [р], [р’].

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: доска, мел, корзина с листьями.

Демонстрационный материал: наборное полотно, картинки для словоизменения, набор картинок, карточки со знаком вопроса.

Раздаточный материал: звездочки, карточки кролика.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физкультминутка, работа с индивидуальными карточками.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

  1. Организационный этап:

В.: Сегодня у нас необычное занятие. У нас – гости (игрушки со звуками [р], [р’]. Что говорят вежливые люди при встрече?

Д.: Здравствуйте, доброе утро.

  1. Приветствие:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

  1. Проверка готовности детей:

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы!

Будем весело играть

И друг другу помогать!

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

  1. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации: артикуляционная гимнастика:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

«Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.

«Сердитая киска» Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.

«Качели» Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

Дыхательное упражнение «Трубач»

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу

Подудим в свою трубу.

  1. Основной этап:
  1. Сообщение темы занятия. Беседа.

В.: Сегодня мы поиграем со звуками. А с какими догадайся.

В.: Назовите животного справа от вас, и определите первый звук в слове

Д.: Рысь, первый звук [р].

В.: Теперь назовите животного слева от вас, и определи последний звук

Д.: Снегирь, последний звук [р’].

В.: Правильно, молодцы! С какими звуками мы будем играть?

Д.: Мы будем играть со звуками [р], [р’].

В.: Что же у них общего?

Д.: Они оба согласные, звонкие.

В.: Чем же отличаются?

Д.: Звук [р] твердый, а звук [р’] мягкий.

В.: Верно, молодцы, вы очень внимательные ребята!

  1. Работа с наборным полотном.

На наборное полотно выставляются картинки: портфель, орех, хомяк, окно, дом (с помощью полотна определяют звуки)

Предлагаю детям назвать, что изображено на картинках, а затем, изменить слово, сказать его ласково (портфельчик, орешек, хомячок, окошечко, домик – на наборном полотне отметить изменение)

Предлагаю детям выделить первые звуки в каждом слове и хорошо запомнить их. Затем дети соединяют выделенные звуки и получают новое слово (поход).

В.: Ребята предлагаю совершить необычный поход.

Мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

В.: Ребята, кто знает, что такое фантазия?

Д.: Фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

  1. Игра «Соберись в поход»

В.: Нам с вами нужно собрать вещи, необходимые в походе, и сложить их в рюкзак.

Выставляю на наборное полотно следующие картинки: кружка, топор, палатка, табурет, продукты, утюг, аптечка, карта, компас, самовар, будильник, удочка, матрёшка, гири.

В.: Ребята, давайте сначала положим в рюкзак предметы со звуками [р], [р’], а затем – все остальные предметы.

Дети отбирают необходимые предметы и объясняют, для чего они нужны. Остальные картинки убираются.

  1. Работа со звуками [р], [р’].

В.: Идём мы лесом, смотрим по сторонам, ищем лесные слова со звуками [р], [р’], да никак найти не можем. Вокруг, куда ни посмотри, ёлки да сосны, а под ними лисички, подосиновики, маслята.

Посмотрите, к нам навстречу идёт человек со своими друзьями (малыши в шапочках зверей). Оказалось, это егерь – человек, который наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудное время. Узнал егерь, зачем ребята пришли, и говорит.

Е.: «Слов со звуками [р], [р’] в моём лесу видимо-невидимо. Как же вы их не нашли, не увидели? Видимо не так ищете. Давайте я вам помогу.

В.: Привёл егерь нас на поляну.

Е.: «Шли вы сейчас по лесу и что видели?

Д.: Сосны, ели.

Е.: Как назвать одним словом?

Д.: Деревья.

Е.: Вот вам первое слово, которое вы искали. А у дерева есть части со звуками [р], [р’]. Какие?

Д.: Корень, кора, верхушка, крона.

В.: Ребята, давайте внимательно смотреть вокруг. Как вы думаете, какие слова со звуками [р], [р’] мы могли бы встретить в лесу?

Д.: Тропинка, трава, ромашки, грибы, кустарник, муравейник, зверюшки.

В.: Молодцы ребята!

  1. Физкультминутка «Лягушки»

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям - физкультпривет!

  1. Продолжение похода со звуками [р], [р’].

Егерь сидел, смотрел на нас и улыбался.

Е.: Какие вы ребята активные все! Есть у меня в лесу заповедное место. Попасть в него может только человек, кто не обидит дерево, не сломает зря веточку, не сорвёт понапрасну цветок, не бросит бумажку и отгадает мою загадку:

Чистый, прохладный

Струится, бежит.

Свежей водою

Он нас напоит.

Из-под земли он на радость возник,

И называется просто (родник)

(Т. Гризик)

Егерь приглашает всех к роднику и предупреждает, что возле этого родника много слов со звуками [р], [р’] встречается.

Подошли мы к горе, видим – из трещинки ручеёк льётся.

(Воспитатель за егеря рисует схему)

Е.: Это и есть родник. Течёт ручеёк по равнине, сливается с другими ручейками. И это уже не ручеёк, а речка. Речка впадает в озеро. Из озера вытекает река, которая несёт свои воды в море. Значит, наш родничок море питает.

Во всех этих словах тоже есть звуки [р], [р’]. Я вам набрал родниковой воды. Попробуйте её, какая она?

У родника вода: прозрачная, прохладная, родниковая, хрустальная.

В.: Ребята, поблагодарим Егеря за чудесный рассказ про родничок.

Д.: Спасибо Егерь.

Егерь прощается с ребятами.

  1. Игра «Слова»

В.: Предлагаю отдохнуть около родника и поиграть в игру «Слова» с помощью наборного полотна.

Анализируются слова-паронимы: лак – рак, игла – игра, булки – бурки, жалко – жарко.

Дети называют первый, второй, третий звуки в слове, находят звуковое различие в этих словах с помощью наборного полотна.

Бурки — разновидность тёплых сапог для холодного климата.

Лак – раствор смолы в спирте, употребляется для придания блеска различным предметам.

Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.

Игра — вид культурной человеческой деятельности. Виды игр (в основном смысле слова «игра»): Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря.

Булки – вид хлеба.

Жалко - вызывающий жалость, достойный жалости или сострадания, сочувствия человек.

Жарко - это повышение температуры воздуха до +35 °С и выше.)

  1. Релаксация

«Путешествие в волшебный лес» звучит «Щебетанье птиц в природе»

В.: Лягте удобнее на коврик, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, различных кустарников и ароматных цветов.

Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Пахнет влажная земля. Ветер доносит едва уловимый аромат цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает напряжение и волнение. Вам хорошо и спокойно. Сохраните это ощущение на весь день.

III Заключительный этап:

  1. Подведение итогов. Рефлексия:

В.: С какими звуками мы сегодня много раз встречались и работали?

Д.: Сегодня мы работали со звуками [р], [р’].

В.: Ребята, встанем с вами в круг, у меня волшебная звездочка, которая поможет нам вспомнить слова со звуками [р], [р’]. Ребята, можно я первая начну?

Д.: Можно

В.: Река

Так по кругу передается звезда и каждый ребенок должен назвать слова со звуками [р], [р’].

В.: Ребята, посмотрите перед вами лежат карточки веселого и грустного кролика, возьмите веселого кролика, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам  все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите грустного кролика.

2. Оценка деятельности воспитанников:

В.: Молодцы ребят! Вы сегодня работали активно, смотрю все себя на занятие чувствовали комфортно, так как выбрали веселого кролика! Ребята, а что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?

Д.: ответы детей, что больше всего понравилось и что запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...