«В гостях у хозяюшки».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тип занятия: комплексное.

Вид занятия: познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayushki.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

В подготовительной к школе группе

Тема: «В гостях у хозяюшки».

                                                                         

г. Нижнекамск

Тип занятия: комплексное.

Вид занятия: познавательное развитие.

Тема: «В гостях у Хозяюшки».

Программное содержание:

  1. Способствовать к приобщению детей к традиционной русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости родного района.
  2. Продолжать знакомство детей с истоками обычаев русского народа, создание атмосферы добра, соучастия культуре народа.
  3. Способствовать развитию у детей интереса потребности изучать свою историю и культуру своего края.
  4. Выделить роль хоровода в целостной системе народной культуры как обрядового танца.
  5. Активизировать и обогащать словарь за счет использования художественного слова.
  6. Развивать коммуникативные навыки.
  7. Воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры.
  8. Воспитывать интерес к занятию, доброжелательного отношения друг к другу.

Активный словарь: горница, печка – барыня.

Пассивный словарь: изба, утварь, доброжелательный.

Оборудование: декорация в народном стиле ( изба, плетень, печь, скамьи, кухонная утварь ).

Демонстрационный материал: венки из цветов, народные костюмы, игрушка – Домовой, пучки высушенных трав, кухонная утварь.

Раздаточный материал:  народные костюмы, чай с травами, блины.

Предшествующая работа воспитателя:

  1. Изучение методической литературы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Написание конспекта.
  4. Оформление зала.
  5. Подготовка атрибутов.
  6. Подбор аудиозаписи.

Предварительная работа с детьми:

  1. Знакомство с бытом русского народа.
  2. Рассматривание национальных кукол.
  3. Рассматривание альбома «Лекарственные травы».
  4. Знакомство с русскими народными загадками о цветах.
  5. Разучивание слов и мелодии хоровода.
  6. Чтение потешек о добре, дружбе.

Индивидуальная работа:

  1. – часть: Глебом, Ильданом – активизация и обогащение словаря.
  2. – часть: Ильмиром, Дашей, Олей – закреплять навыки носового дыхания.

Методические приемы:  игровой, беседа, Ароматерапия, постановка вопросов, похвала, поощрение.

Структура занятия:

  1. Психологический настрой.
  2. Знакомство с Хозяюшкой.
  3. Рассказ Хозяюшки.
  4. Вопросы – ответы.
  5. Чтение пословиц.
  6. Музыкальная игра «Жмурки».
  7. Рассказ воспитателя о печки.
  8. Хоровод «Пошла Млада за водой».
  9. Рассказ о лекарственных травах.
  10. Чаепитие.

Ход занятия: 

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам в этом наши воображение, фантазия и знания. Приготовим наши ладошки – это двери нашей машины времени, закрыли двери и отправились в путь.

Дети заходят в зал в народных костюмах.

Воспитатель: Великий дар – единожды родиться,

                           Вздохнуть,

                            Раскрыть глаза –

                            И на века

                             Увиденному миру удивиться,

                             Где дом, и поле, и роща, и река.

          Эти замечательные стихи и волшебная музыка привели нас на русскую                                          землю к  этой избе.

  Хозяюшка: Здравствуйте, детушки! Милости прошу, в горницу заходите. На лавочки садитесь.  А я посмотрю, какие мальчики вежливые, как девочек усадят, а девочки им спасибо скажут.

Воспитатель: А вы заметили, как нас приветливо Хозяюшка встретила! Здравствуйте, сказала . Что же обозначает слово «здравствуйте»? (ответы детей). Здравствуйте – от слова  «здравие» – желать здоровья.

Хозяюшка: А ещё я вам сказала: «милости прошу». Значит, я вас прошу быть милыми, добрыми, вежливыми и доброжелательными.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие пословицы о дружбе и добре мы знаем?

  1. Свет не без добрых людей.
  2. Сам пропадай, а товарища выручай.
  3. Старый друг, лучше новых двух.
  4. Один за всех и все за одного.
  5. Друга ищи, а найдешь – береги.
  6. Доброму гостю – особая честь.

Хозяюшка: Вот такой доброжелательный народ и избу эту выстроил. А пригласила я вас в горницу. Так в старину называлась комната в избе. В горнице стоял деревянный стол, лавки – полати, прялка, сундук. В сундуке хранили одежду. (Показывает). Какая одежда вам знакома? (сарафан, рубаха, портки, лапти, лента).

Воспитатель: В горнице по вечерам собирались взрослые и дети. Женщины пряли, вышивали. Мужчины плели лапти. А ребятишки играли.

Музыкальная игра «Ваня и Маня».

Хозяюшка: « Дом без печки – не жилой дом». В старые добрые времена говорили «Печь всему голова». Почему? (Ответы). Вспомните, в каких  русских народных сказках упоминается печка? ( «Гуси – лебеди», « По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Колобок»). Печь – самая главная в доме. Она кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. Возле печки стояли чугуны и горшки. (показывает чугун). Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата.

                                   Рогат – да не бык

                                   Хватает, да не сыт

                                   Людям отдает, сам на отдых идет.

                                   А кочерга нужна, чтобы ворошить угли.

                                   Железный конь

                                   Скачет в огонь.

Хозяюшка: Что-то косточки затекли, размять бы! Вы любите танцевать? (ответы детей). Поодиночке или вместе? А почему вместе? Какой хоровод сильнее большой или маленький?

Воспитатель: С древнейших времен хоровод – коллективное действие. Круг меньше – сила у хоровода меньше, а ссоры на руку нашим врагам. Праздничный хоровод всегда был общим, ссоры на время праздника прекращались. Прошли сотни, тысячи лет. Люди придумали множество новых танцев. Однако хоровод не забылся, без него и теперь не обходится ни один праздник.

Хоровод «Пошла Млада за водой» русская народная мелодия.

Хозяюшка: Ай да, детушки, вот молодцы повеселили. Я снова приглашаю вас в горницу. Хочу вам рассказать о травах, уточнить их пользу, целительные свойства. Наши далеки предки верили добрых и злых духов. В каждом доме живет добрый дух – Домовой (показ). Чтобы жизнь шла в ладу с Домовым, нужно очистить дом от злых духов, не чистой силы. Для этого подметали пол веником из высушенных колючих трав, устилали мим порог, а венками из цветов украшали избы. Тем самым заслонялись от не чистой силы.

Воспитатель: Есть травка, которая имеет славу главной врачебной травы, средство от 99 болезней, лекарство от всех недугов. Из его цветов получают ранозаживляющее средство, готовят масло от ран, ожогов. Это растение названо так не зря. Оно хотя и целебное, но может быть и ядовитым – это трава опасна для животных. Что это за травка? (зверобой). Чтобы очистить свое тело хворей, от нечистоты, в бане парили себя веником. Из ветвей каких деревьев? (дуб, береза, ель).

Хозяюшка: У меня в туесочках есть много полезных травок. Я вам дам их понюхать, а вы угадайте, что за трава? (дети нюхают). Чтобы вы не болели заваривайте и пейте эти травки. Я вас хочу угостить чаем из полезных и ароматных трав с блинами.

Звучит русская народная музыка, дети пьют чай. 

   

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "В гостях у Хозяюшки"

занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....

Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"

В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...

Конспект комплексного занятия по развитию речи во II младшей группе « В гостях у Хозяюшки»

Открытое занятие по развитию речи с использованием игр-драматизаций, основанных на элементах устного народного творчества....

Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....

Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"

Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....

"В гостях у хозяюшки"

1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в ст...

комплексное занятие "В гости к хозяюшке"

Тема: «В гости к хозяюшке» Содержание: Знакомство с потешками про кота. Проведение игры - «Кот Васька»Цель:i Познакомить детей с устным народным творчеством. I  Помочь детям понять содержани...