Непосредственно образовательная деятельность «Живые истоки»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Открытое мероприятие в форме образовательной деятельности по развитию речи в интеграции с музыкальной деятельностью и конструированием,с использованием ИКТ и элементов здоровьесберегающих технологий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_dekabrya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                  Непосредственно образовательная деятельность

                                                «Живые истоки»

Цель: Познакомить детей с национальной культурой родного Воронежского края.

                    Ход деятельности:

 

Дети входят под песню «Воронежский край» в исполнении ансамбля              « Воронежские    девчата».

Музыкальное приветствие педагога.

Дети в кругу поют «Здравствуйте!»

Музыкальный руководитель:

 - На нашем занятии гости – давайте их поприветствуем.

-  Ребята, кто пишет стихи?

Дети:

-  Поэты.

Музыкальный руководитель:

- Картины?

Дети:

- Художники.

Музыкальный руководитель:

- Музыку?

Дети:

- Композиторы.

Музыкальный руководитель:

- Когда мы не знаем, кто сочинил музыку, написал ту или иную песню – как мы называем такую мелодию?

Дети:

- Русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель:

- Все, что наш народ придумал, создал и бережно нам передал, а именно?

Дети:

-  Песни, игры, хороводы, сказки, пляски, потешки, прибаутки, скороговорки..

Музыкальный руководитель:

- Правильно, ребята. Давайте вспомним – какое время года сейчас?

Дети:

- Зима.

Музыкальный руководитель:

- А месяц?

Дети:

- Декабрь.

Музыкальный руководитель:

- А в старину месяц называли - лютень, студень. Как считаете, почему были такие необычные названия?

  Ответы детей.

Музыкальный руководитель:

- А мы-то зиму не боимся –

 Вместе мы повеселимся,

                           Потешка с показом движений.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок!

Мы с вами размялись, да и хоровод вспомним про Метелицу.

  Хоровод «Вдоль по улице метелица метет !»

Музыкальный руководитель:

- Сейчас, я вам предлагаю пройти на стульчики.

                         

                       Сели вокруг стола.

- Давайте, ребята, с вами вспомним в какой стране мы живем?

Дети:

- Россия.

Музыкальный руководитель:

- В городе?

Дети:

- В Воронеже.

Слайд

Музыкальный руководитель:

- Сегодня я хочу вам рассказать про нашу известную землячку Марию Мордасову, которая прославила на весь мир нашу Воронежскую землю, песенную, истиннорусскую.

Слайд

Именно в Воронеже в суровые военные дни 1942 года был создан Воронежский русский народный хор. Хор много раз выезжал на фронт в боевые части с концертами. На средства артистов хора был построен танк     «Русская песня». С тех пор слава коллектива быстро разлеталась по всей стране.

Слайд

 Сейчас этот хор называется Государственный Академический Воронежский русский народный хор, репертуар хора составляет шуточные, протяжные песни, частушки. Лучший частушечницей хора и была Мария Мордасова. Нашу артистку знали по всей стране.

- А что такое частушки?

Дети:

- Короткие песенки. Их называли коротушками. Веселые, смешные.

Музыкальный руководитель:

- А вы знаете частушки? Давайте споем, но чтоб нам веселее было, сюрприз для вас- мы сделаем сегодня сами музыкальные инструменты. На прошлых занятиях мы уже мастерили шумовые инструменты из подручных материалов, а сейчас я вам предлагаю сделать самим свою музыку.

Для начала разработаем наши пальчики:

                           Мы капусту рубим, рубим

                           Мы капусту мнем, мнем,

                           Мы капусту солим, солим

                           А потом её жуем –фу – пересолили.

               Практическая деятельность (насыпают фасоль, горох, колокольчики и другие предметы)

- А теперь и частушки споём.

Слайд

                                   Частушки..

И еще один сюрприз вам сегодня – ай да в пляс под исполнение веселых частушек Марии Мордасовой .

                                    Пляска

 Педагог:

 - Ой, как у вас здесь весело и интересно?! Вижу вы любите плясать, а сказки слушать и читать любите?

Дети:

  - Да.

Педагог:

- Что такое сказка?

Дети:

 - Рассказ о вымышленных событиях, которых не бывает. Сказка- выдумка.

Педагог:

- Действительно, сказка ложь-да в ней намек, добрым молодцам урок…А намек на что? Чему нас учит сказка?

Дети:

- Быть добрыми, честными, внимательными к другим, не бояться трудностей, помнить, что добро возвращается добром, любить родителей…

                      Д/игра « Построй сказку»

Педагог:

- А знаете, как построена сказка?

Дети:

- В сказке есть начало –зачин.

Педагог:

- Найдите, по каким словам мы можем сказать, что это начало сказки. Артем, посмотри, прочитай и прицепи на доску…Хорошо.

Дети:

- Жили – были;  

В некотором царстве, в некотором государстве;  

За тридевять земель, в тридесятом государстве…

Педагог:

- В след за зачином идет….

Дети:

- основное повествование, сюжет. Где, герои совершают поступки, превращения.  Вступают в противоборство, конфликт.

Педагог:

- И чем заканчивается сказка?

Дети:

- Концовка – последние слова сказки о том, чем закончилось повествование.

Педагог:

- Лиза, найди эти слова. (И я там был, мед пиво пил..

                                           Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец…

                                            И стали они жить поживать, да добра наживать..)

- Вспомним, какие сказки вы знаете.

         Будем сказки мы считать,

         Будем их мы называть:

         Рукавичка, Теремок, Колобок румяный бок.

         Есть Снегурочка –краса, три медведя, Волк – Лиса.

         Не забудем Сивку – Бурку, нашу вещую каурку.

         Про жар – птицу сказку знаем, Репку мы не забываем

         Знаем Волка и козлят.

          Этим сказкам каждый рад.

Молодцы, ребята.

- Вы же знаете, что наша Воронежская земля взрастила немало людей, благодаря которым мы знаем сказки. Кто же нам подарил этот прекрасный мир сказок, как мы их называем?

Дети:

- Сказители, собиратели сказок.

Педагог:

- Да, это те люди, которые ходили, ездили по стране, слушали – записывали. Затем обрабатывали их и печатали в книгах. Вспомним некоторых..

Слайд

Александр Николаевич Афанасьев- известный собиратель сказок, ученый. Мы читали его сказки и делали иллюстрации, собрав вот такую выставку. Вспомните, название некоторых сказок.

Слайд

Анна Куприяновна Барышникова – была неграмотной, но тонко и глубоко чувствовала и понимала русский язык. Недаром поведанные ею сказки ласково называли  «Сказки бабушки Куприянихи». Вспомните ее сказки…

Слайд

Анна Николаевна Королькова – тяжела ее жизнь была с самого детства и старалась она украсить ее сказкой.

Слайд

Её именем в нашем городе названа улица и библиотека № 39 в Левобережном районе. Проверим как хорошо вы слушали ее сказки?

     Викторина по сказкам:

  1. Скажите, в какой сказке Василий напился кукушкиных слез, и что произошло потом.

(«Птичий язык» , он стал понимать язык птиц.)

  1. Какие вещи дала гусыня Петру в сказке «Три брата»?

(сапоги для отца, платок для матери)

  1. В кого превратилось перышко и в какой сказке?

(в молодца – Финиста –ясного сокола)

  1. В какой сказке Митрофан ослушался приказа царя и что произошло в конце?

(«Золотой кувшин» ____________________________

Молодцы, хорошо запомнили сказки. Русские сказки мудрые и интересные, в них всегда побеждает сильный и смелый герой, а зло и жадность наказывается.

Слайд

- Это наш любимый, известный земляк

Дети:

- Самуил Яковлевич Маршак

Педагог:

- Его книги знаете и вы, и ваши мамы и папы, и ваши бабушки и дедушки. В Воронеже есть тоже улица, названная его именем. Посмотрим иллюстрации и назовем из каких они произведений?

Слайды  

                Словесная игра «Как ты думаешь? Как ты считаешь?»

А еще я знаю, что вам нравится озвучивать сказки. Сегодня это «Сказка о глупом мышонке» Распределим роли:

слова автора

                Озвучивание

- Спасибо, было интересно вас слушать.

Раз вы любите слушать и читать сказки, я думаю, вам необходимы закладки. Пройдем за столы и попробуем их сделать..

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность "Живое - неживое" для детей средней группы.

Беседа с детьми средней группы, направленная на обобщение и систематизацию знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)

КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»

Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...