«Развитие связной речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности»
консультация по развитию речи на тему

Шульмина Екатерина Викторовна

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной  речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности»

 Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях.

Задачи развития связной речи: дать понять, что у текста есть начало, середина и конец; развить умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучить построению высказываний разных типов — описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; уметь составлять повествовательные тексты (сказки, рассказы, истории) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности.

Дети подготовительной группы должны уметь:  внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе. Составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи.  Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым. Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых.

Приемы развития связной речи

Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах. Так, по каждой лексической теме, которую изучают дети в течение недели, им предлагается составить рассказы о единичных предметах. Например, по теме «Грибы» описать грибы съедобные и несъедобные, по теме «Ягоды» — описать ягоды садовые и ягоды лесные, по теме «Деревья» — сравнение деревьев лиственных и хвойных, деревьев и кустарников.

Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаются пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).

Словесные: Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Игровые. Сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Рассказы из личного опыта. Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой опыт, передавать его в связной повествовании. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. В подготовительной группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Кем я буду», «Дары осени», «Мои друзья».

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1.     Придумывание рассказа по плану.

2.     Придумывание рассказа по теме без плана.

3.     Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания . Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано;  следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

 

Игры на развитие связной речи

 

Игровое упражнение “Продолжи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Машины едут… (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Машины едут по загородной трассе, чтобы …». Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»

в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (с 6 до 7 лет)

Работа по развитию музыкальности  рассчитана на шесть учебных лет, начиная со второй  группы раннего возраста и по подготовительную к школе группы, и предусматривает освоение музыкального ма...

Технологическая карта занятия по ОО «Познавательное развитие. ФЭМП» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности на тему "Дикие животные"

Цель: Совершенствование навыка распознавания объемных геометрических фигур - куба, шара, цилиндра, конуса - и сооружения построек из них по заданной схеме, навыка измерения ширины при помощи условной ...


 

Комментарии

Кучина Мария Викторовна

Актуальная проблема ! Спасибо за полезную информацию !