Конспект занятия: "Что означат наши имена"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Балакадашева Гульмира Халиловна

Програмное содержание: дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает от других людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektzanyatiyachtoznachatnashiimena.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

по формированию основ правового сознания

у детей старшей группы

                                   «ЧТО ЗНАЧАТ НАШИ ИМЕНА»

                                       

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

МЕТОДЫ: рассказ воспитателя, чтение отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки», беседа, игра-упражнение «Обратись по имени».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: в качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родных — дедушки, бабушки, отца, матери. Ход занятия:

— Ребята, садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся. — Выслушав ответы детей, воспитатель продолжает: «Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Надежда, Вера, Любовь — все это древнерусские имена.

По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека еще есть отчество и фамилия. (Спросите детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их самих, когда они вырастут; помогите ответить, если они затрудняются).

К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, — невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена своих друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предложите детям разные варианты обращения по имени — Лена — Леночка — Аленушка; Игорь — Игорек; Таня — Танечка — Танюша; Вова — Володя — Вовочка.) Далее переходим к игре-упражнению «ОБРАТИСЬ ПО ИМЕНИ»

1) Лена, у тебя «трудная» пуговица, ты не можешь ее застегнуть. Попроси Игоря помочь. Как ты это сделаешь? А как

ответит Игорь?

2) Таня, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? А что ответит тебе Витя?

3) У Маши в руках кукла Барби. Свете очень хочется поиграть с ней. Света, обратись к Маше, попроси куклу. Как ты обратишься? А как ответит Маша?

В конце игры воспитатель обобщает: «Молодцы, ребята, вежливо, ласково, обращаетесь к сверстникам».

— А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушаете, а потом скажете, хорошо ли поступил Незнайка. (Воспитатель читает отрывок, в котором говорится о том, как Незнайка стал поэтом. Затем задает детям

вопросы.)

У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюль-кин… Как вы думаете, почему их так звали?

Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.

Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

Если не понравились, то почему?

А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

В конце беседы воспитатель делает обобщение: «Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки. И будем обращаться друг к другу по имени, ласково».

В повседневной жизни очень важно не забывать обращать внимание на то, как дети общаются, как называют друг друга. Можно проводить с подгруппой детей игры-загадки типа

«Раздаем имена».

Сначала воспитатель, а потом и сами ребята придумывают имена-характеристики, пишут их на отдельном листочке бумаги, сворачивают, а затем предлагают вытаскивать и определять, кому какое имя больше подойдет. Например, «Веселушка»,

«Грустиночка», «Отважный», «Хлеболюб», «Сластена» (все зависит от фантазии воспитателя и детей).

Дошкольники могут также придумывать клички любимому животному, отражая в имени его характер: Дружок, Мурлыка, Стрекотун, Хвостик, Полосатик…

Воспитатель Анна Сергеевна Цой проводила с детьми подготовительной группы занятие на тему «О происхождении фамилий». Предлагаем его вашему вниманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Что означают наши имена"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомить детей с правом на имя, фамилию; учит применять  это право в жизни....

Конспект по развитию речи "Наши имена"

Сопровождается продуктивной деятельность в технике ниткография...

конспект НОД "Что означают наши имена"

Каждый из нас имеет право на имя с рождения! каждое имя имеет свое значение. В данном конспекте мы знакомимся с тем, откуда происходят именя и что они означают, какой документ свидетельствует об имени...

Конспект НОД "Что означают наши имена?"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. Целью занятия является: сформировать у детей представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом, познакомить с п...