Конспект НОД "Что означают наши имена?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект разработан для детей подготовительной группы. Целью занятия является: сформировать у детей представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом, познакомить с понятием «отчество», закреплять умение называть себя полным именем. Также расширяются знания детей о происхождении имен, о том, что означают их имена, как характеризутся человек с определенным именем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа –подготовительная
Тема – «Ребенок и права»
Тема НОД - «Что означают наши имена?»
Цель: сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом, познакомить с понятием «отчество». закреплять умение называть себя полным именем.
Задачи:
-образовательные - познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения имен;
- развивающие – формировать умение применять это право в жизни; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- воспитательные – воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;
Виды деятельности - игровая, коммуникационная, двигательная, изобразительная
Материалы: 2 игрушечные коляски с младенцами, картинки с изображением Дюймовочки, доктора Айболита, Красной Шапочки, Незнайки, Золушка, шаблоны с буквами, цветные карандаши, аудиозапись «плач младенца», камешек, картинки образцы украшения букв.
Содержание занятия:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Вводная часть | |
-Загадываю детям загадку: Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно есть. И у мамы есть, и у папы есть, У дочки есть, у внучки есть, Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя.) -Сегодня мы с вами поговорим об имени. -Раньше в Древней Руси имен не существовало. Всем давали прозвище. Если родился ребенок с черными волосами – значит Черныш, если с белыми- Беляк, девочка Беляна. А иногда имя давали по названиям животных: волк, медведь, лиса, белочка. От этих имен и произошли в дальнейшим фамилии. Позже всех детей до крещения называли Богданами. -А как вы думаете, это было удобно, когда у всех было одинаковое имя? -Наша земля очень большая, на ней живет много-много людей, все они чем-то похожи друг на друга: -Но в то же время люди очень разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим. -Посмотрите друг на друга, чем вы отличаетесь? -У каждого есть лицо, тело, руки, ноги, и т.д., но у вас у всех разные имена. -Ребята, а как вы думаете, может человек прожить без имени? -Как тогда различать людей? - Как к ним обращаться? | Ответы детей Ответы детей |
- Ребята, а как вы думаете, чем еще отличаются люди? | Ответы детей (внешностью, цветом кожи, ростом, одеждой). |
(Звучит фонограмма плача грудного ребенка). - Ребята, а кто это плачет? - Да, это плачет маленький ребенок. (Вывожу 2 коляски, в них лежат куклы, предлагаю детям посмотреть кто же там лежит) - Кто же, дети, здесь у нас лежит? - А чем они отличаются? - А, что это может значить? - Да, ребята, новорожденные дети очень похожи, их трудно отличить друг от друга. -Чтобы их не перепутать сразу после рождения на ручку каждому малышу надевают вот такой браслетик с номером и датой рождения. (Даю детям для рассматривания браслетики из клеенки из роддома.) | Ответы детей (малыш, ребенок) (новорожденные) (пеленками, чепчиками, у одного синий, а у другого -розовый) (девочка и мальчик) |
2.Основная часть | |
-Ребята, а вам приятно было бы если бы вас называли номером, например, первый, третий, второй, пятый… Поэтому каждому сразу после рождения дают имя. А, что было бы если б не было имен (….) - Имя – это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребенку, и подарок этот на всю жизнь. Выбор имени является непростой задачей. Без имени нельзя обойтись. Имена бывают разные. Имя –это судьба. Каждое имя имеет смысл и значение. Посмотрите ребята, нам знакомые герои из сказок прислали свои фотографии. (показываю картинки Незнайка, Дюймовочка, доктор Айболит, Красная Шапочка, Золушка, Снегурочка) - Подумайте, почему их так назвали? - Хорошо, молодцы. | Ответы детей Рассуждения детей. Ответы детей Незнайка- потому-что ничего не знает. Дюймовочка – очень маленькая ростом с дюйм. Айболит - лечит тех, кто болеет. Красная Шапочка – она всегда ходила в красной шапочке. Золушка – девочка, запачканная в золе. |
- В древности родители мечтали видеть своих детей сильными и крепкими, добрыми и милыми. Так произошли некоторые имена: Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир и людей, Людмила – милая людям. -Многие имена пришли к нам из других стран, например, от древних греков: Елена – в народе Алена – означает «свет», «светлая», Галина – «спокойствие», «тишина», «гладь моря», «тихая погода». Александр - мужественный, сильный, смелый. Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг. Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон - вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша - бодрствующий. Вика, Виктория - победа. Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. - Нет плохих имен, каждое имя означает что-то хорошее. А вы знаете, что означает ваше имя? – Cамый первый документ в жизни человека - cвидетельство о рождении, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей. Рассматривание свидетельства о рождении (разных видов) | Ответы детей |
-Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством. -Провожу игру в кругу «Камешек» Посмотрим, как вас будут называть, когда вы вырастите. У меня в руках камешек. Камешек ты передай И скорее отвечай. Как тебя будут называть, Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку) | Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество. |
-Ребята, многие из вас умеют читать и писать свое имя, знают с какой буквы оно начинается. Первая буква имени называется инициал. Спрашиваю у детей с какой буквы начинается их имя. – Букву можно не только написать, но и выложить из различных предметов. -Ребята, а из чего выложены эти буквы? – Буква может быть украшена: каким-либо рисунком, а может включать в себя какое – то изображение. – Буква может стать сама изображением животного, могут быть буквы человечки, цветы, птицы. – Можно украсить букву, используя разные средства выразительности графики: линии, точки, цветовые пятна. | Ответы детей Дети рассматривают образцы |
Сегодня мы с вами будем украшать инициал. Поэтому необходимо очень постараться! Но прежде чем приступить к работе сделаем разминку. – Ребята, подумайте, какая буква будет изображать ваш инициал, и возьмите на столе нужную вам букву (заготовки меток с инициалами лежат на отдельном столе). | Дети выполняют движения согласно тексту. |
3.Заключительная часть | |
-Ребята, завершаем работу. Отложите карандаши, вы украсили инициалы. Всем не терпится увидеть, что же у нас получилось. – Ребята, становитесь в круг, и рассмотрим ваши инициалы. Посмотрите, так много хороших работ, что я даже теряюсь, какую выбрать. А какой инициал вам нравится? (выбираем одну из картинок) -Как вы думаете, кто автор этой работы? -Почему, чем вам понравилась работа? -Молодцы ребята, вы выполнили свое задание, инициалы получились яркие, интересные, разнообразные, все очень постарались. -Замечательно, что вы использовали разные средства выразительности графики в своих работах! -Имена, имена, имена – | Ответы и рассуждения детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Что означают наши имена"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомить детей с правом на имя, фамилию; учит применять это право в жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-431737-1522681131.jpg)
Конспект занятий по правовому воспитанию в подготовительной к школе группы «Что означают наши имена»
Тема: «Что означают наши имена» Цель: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Задачи: Рассказать о том, как на Р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418582-1394649524.jpg)
конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"
На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...
Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»
Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-137332-1443074654.jpg)
Конспект совместно партнерской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Что означают наши имена»
Формировать положительное отношение к именам...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-155380-1469429185.jpg)
Конспект занятия беседы. Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?. Дифференциации звуков [р] и [л]"
Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятие...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-284821-1381905722.jpg)
Конспект образовательной деятельности " «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»
«Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?» - На занятии происходит ознакомление детей с тем, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свиде...