Конспект НОД "Что означают наши имена?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Прокофьева Галина Ивановна

Конспект разработан для детей подготовительной группы. Целью занятия является: сформировать у детей представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом, познакомить с понятием «отчество», закреплять умение называть себя полным именем.  Также расширяются знания детей о происхождении имен, о том, что означают их имена, как характеризутся человек с определенным именем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_imena.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Группа –подготовительная

Тема – «Ребенок и права»

Тема НОД - «Что означают наши имена?»

Цель: сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом, познакомить с понятием «отчество». закреплять умение называть себя полным именем.  

Задачи:

-образовательные - познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения имен;

- развивающие   формировать умение применять это право в жизни; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- воспитательные – воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;

Виды деятельности - игровая, коммуникационная, двигательная, изобразительная

Материалы: 2 игрушечные коляски с младенцами, картинки с изображением Дюймовочки, доктора Айболита, Красной Шапочки, Незнайки, Золушка, шаблоны с буквами, цветные карандаши, аудиозапись «плач младенца», камешек, картинки образцы украшения букв.

Содержание занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

-Загадываю детям загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

-Сегодня мы с вами поговорим об имени.

-Раньше в Древней  Руси имен не существовало. Всем давали прозвище. Если родился ребенок с черными волосами – значит Черныш, если с белыми- Беляк, девочка Беляна. А иногда имя давали по названиям животных: волк, медведь, лиса, белочка. От этих имен и произошли в дальнейшим фамилии.  Позже всех детей до крещения называли Богданами.

 -А как вы думаете, это было удобно, когда у всех было одинаковое имя?

-Наша земля очень большая, на ней живет много-много людей, все они чем-то похожи друг на друга:

-Но в то же время люди очень разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

-Посмотрите друг на друга, чем вы отличаетесь?

-У каждого есть лицо, тело, руки, ноги, и т.д., но у вас у всех разные имена.

 -Ребята, а как вы думаете, может человек прожить без имени?

-Как тогда различать людей?

- Как к ним обращаться?

Ответы детей

Ответы детей

- Ребята, а как вы думаете, чем еще отличаются люди?

Ответы детей (внешностью, цветом кожи, ростом, одеждой).

(Звучит фонограмма плача грудного ребенка).

- Ребята, а кто это плачет?

- Да, это плачет маленький ребенок.

(Вывожу 2 коляски, в них лежат куклы, предлагаю детям посмотреть кто же там лежит)

- Кто же, дети, здесь у нас лежит?

- А чем они отличаются? 

- А, что это может значить?

- Да, ребята, новорожденные дети очень похожи, их трудно отличить друг от друга.

-Чтобы их не перепутать сразу после рождения на ручку каждому малышу надевают вот такой браслетик с номером и датой рождения.

(Даю детям для рассматривания браслетики из клеенки из роддома.)

Ответы детей (малыш, ребенок)

(новорожденные)

 (пеленками, чепчиками, у одного синий, а у другого -розовый)

 (девочка и мальчик)

        2.Основная часть

-Ребята, а вам приятно было бы если бы вас называли номером, например,  первый, третий, второй, пятый…

Поэтому каждому сразу после рождения дают имя. А, что было бы если б не было имен (….)

- Имя – это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребенку, и подарок этот на всю жизнь. Выбор имени является непростой задачей. Без имени нельзя обойтись. Имена бывают разные. Имя –это судьба. Каждое имя имеет смысл и значение. Посмотрите ребята,  нам  знакомые герои из сказок прислали свои фотографии.

(показываю картинки Незнайка, Дюймовочка, доктор Айболит, Красная Шапочка, Золушка, Снегурочка)

- Подумайте, почему их так назвали?

- Хорошо, молодцы.

Ответы детей

Рассуждения детей.

Ответы детей

Незнайка- потому-что ничего не знает. Дюймовочка – очень маленькая ростом с дюйм. Айболит - лечит тех, кто болеет. Красная Шапочка – она всегда ходила в красной шапочке. Золушка – девочка, запачканная в золе.

- В древности родители мечтали видеть своих детей сильными и крепкими, добрыми и милыми. Так произошли некоторые имена: Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир и людей, Людмила – милая людям.

-Многие имена пришли к нам из других стран, например, от древних греков: Елена – в народе Алена – означает «свет», «светлая», Галина – «спокойствие», «тишина», «гладь моря», «тихая погода». Александр - мужественный, сильный, смелый. Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг. Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон - вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша - бодрствующий. Вика, Виктория - победа. Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование.

- Нет плохих имен, каждое имя означает что-то хорошее.

А вы знаете, что означает ваше имя?

– Cамый первый документ в жизни человека - cвидетельство о рождении, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей.

Рассматривание свидетельства о рождении (разных видов)

Ответы детей

-Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.

-Провожу игру  в кругу «Камешек»

Посмотрим, как вас будут называть, когда вы вырастите.

У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как тебя будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку)

Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество.

-Ребята, многие из вас умеют читать и писать свое имя, знают с какой буквы оно начинается.

Первая буква имени называется инициал.

Спрашиваю у детей с какой буквы начинается их имя.

– Букву можно не только написать, но и выложить из различных предметов.

-Ребята, а из чего выложены эти буквы? 

– Буква может быть украшена: каким-либо рисунком, а может включать в себя какое – то изображение.

– Буква может стать сама изображением животного, могут быть буквы человечки, цветы, птицы.

– Можно украсить букву, используя разные средства выразительности графики: линии, точки, цветовые пятна.

Ответы детей

Дети рассматривают образцы

Сегодня мы с вами будем украшать инициал. Поэтому необходимо очень постараться!

Но прежде чем приступить к работе сделаем разминку.
1, 2, 3, 4, 5.
Будем буквы украшать.
А чтоб было интересней,
Все покружимся на месте.
Руки вверх, руки вниз,
Приседай не ленись!

Ребята, подумайте, какая буква будет изображать ваш инициал, и возьмите на столе нужную вам букву (заготовки меток с инициалами лежат на отдельном столе). 

Дети выполняют движения согласно тексту.

3.Заключительная часть

-Ребята, завершаем работу. Отложите карандаши, вы украсили инициалы. Всем не терпится увидеть, что же у нас получилось.

– Ребята, становитесь  в круг, и рассмотрим ваши инициалы. Посмотрите, так много хороших работ, что я даже теряюсь, какую выбрать. А какой инициал вам нравится? (выбираем одну из картинок)

-Как вы думаете, кто автор этой работы?

-Почему, чем вам понравилась работа?

-Молодцы ребята, вы выполнили свое задание, инициалы получились яркие, интересные, разнообразные, все очень постарались.

-Замечательно, что вы использовали разные средства выразительности графики в своих работах! 

-Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна…
В этой жизни, а может и в той,
Под земною звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.

Ответы и рассуждения детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Что означают наши имена"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомить детей с правом на имя, фамилию; учит применять  это право в жизни....

Конспект занятий по правовому воспитанию в подготовительной к школе группы «Что означают наши имена»

Тема: «Что означают наши имена» Цель: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Задачи: Рассказать о том, как на Р...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...

Конспект занятия беседы. Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?. Дифференциации звуков [р] и [л]"

Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятие...

Конспект образовательной деятельности " «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»

 «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»  - На занятии происходит ознакомление детей с тем, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свиде...