Конспект занятия беседы. Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?. Дифференциации звуков [р] и [л]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Подъяблонская Ольга Вячеславовна

Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [Р]-[Л]; закреплять знания о речевых звуках; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов; закрепление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС

МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-БЕСЕДЫ

"КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ИМЯ; ЧТО ОЗНАЧАЮТ НАШИ ИМЕНА?.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Л]"

        Программное содержание:

Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [Р]-[Л]; закреплять знания о речевых звуках; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов; закрепление в речи употребления предлогов.

        Материал:

свидетельство о рождении (Сони и Максима), анкета (ее заполняют родители вместе с детьми дома). демонстрационные карточки, предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Ситуативная задача.

Представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы их сможем различать? (ответы детей).

        2. Логопед: Я вижу Вас каждый день. Знаю Вас хорошо. Вас связывает много общего. Однако каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Да, у каждого человека есть имя. Сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.

По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Соня – Сонечка, Паша – Пашенка, Таня – Танечка – Танюша, Ваня – Иван – Ванечка.

Вам, наверное, будет интересно узнать, как на Руси нарекали малышей. Наши предки к выбору имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена, как Добрыня - делающий добро; Любомир – любящий мир; Людмила – милая людям. Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей). Имя «Елена» (в народе Алена, Олена) пришло к нам от  древних греков и означает – свет, светлая. Галина – тоже греческого происхождения. Означает спокойствие, тишину, гладь моря, тихую погоду.

Я не случайно привела эти примеры. По ним видно: некоторые имена коренные русские, другие – пришли к нам из разных стран.

Домашние задание: Я вас попрошу дома узнать у родителей, что означает их имя, какого оно происхождения. А завтра поделимся своими знаниями в группе.

        Логопед: Послушайте имена мальчиков и определите последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выделите первый звук в именах девочек: Лариса, Людмила, Лина.
        Логопед: С какими звуками мы сегодня будем работать? 
        Логопед: Мы сегодня работаем со звуками Р и Л.
1) Уточнение характеристики звуков Р и Л. Звук Р какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. Звук Л какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
2) Уточнение артикуляционных укладов звуков.

Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.

        - В ваших именах тоже возможно спрятался какой-то согласный звук? Произнеси его. Какой он? (Согласный, твердый.) Каким цветом его обозначаем? А еще какой он? (Звонкий.)

- Придумай имя мальчику, которое начинается со звука Р (Рома.). Дай характеристику звука Р. 

- Придумай имя девочки, которое начинается со звука Л (Лариса.). Дай характеристику звука Л. 

        3. А сейчас разыграем игру «Обратись по имени»

Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Настя. Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Марине. Как ты должна сказать? Как должна ответить Мария? (ответы). Или: Таня, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данилы. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данила? (ответы детей). Еще пример. Насте очень хочется поиграть с куклой Барби, которая есть у Ксюши. Настя, как ты обратишься? Как тебе ответит Ксюша? (ответы).

Воспитатель (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.

        4. Словарный диктант. 
        Логопед: Вот картинки детей а назову их имена. Распределяем их на две группы: в левый столбик со звуком Л (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Л), в правый – со звуком Р (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Р): Лена, Люда, Лина, Лолита, Лида, Леонтий, Лев, Леня, Леопольд, Лука, Рада, Рая, Роза, Римма, Регина, Рома, Руслан, Родион, Рем, Ринат. В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? В левом столбике слова с каким звуком? А в правом? Делим слова на слоги. В каких словах один слог?, два слога. В каком слове три слога?.

        5. Физкультминутка.
Руки резко разгибаем и обратно их сгибаем. 
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем, раз-два-три, не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать, раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)                       

Шаг на месте. Ходим строем, чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.)       
Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься. (Дети садятся на места.)     

        6. Воспитатель (показывает детям «Свидетельство о рождение» Сони и Максима). У меня в руках документ, и называется он «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения, фамилию, имя и отчество его родителей. Каждому из вас выдано свидетельство. (Как пример читаю Сонино свидетельство).

        Домашние задание: Когда придете домой, попросите маму показать вам этот документ. Пусть мама прочтет все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучат имя, отчество и фамилия ваших родителей.

- А что же такое «Отчество»? Его тоже имеет каждый человек. Отчество – это наименование по отцу. Снова обращаемся к свидетельствам Сони и Максима и доказываем что это так.

        7. А теперь поиграем в игру. Называется она «Имена». С помощью стульев составим кружок и сядем. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем – имя и отчество.

        8. Ребята, я хочу предложить вам принять участие в конкурсе «Знатоков». 

 Вопросы:

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

        9. Подведение итогов занятия.

Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полные, уменьшительно-ласкательные. (ответы детей). Объясните, пожалуйста, смысл слова «отчество». (ответы детей). Что представляет собой «Свидетельство о рождении»? (ответы детей).  Повторение характеристики звуков Р и Л. Как мы произносим звук Р (Л)? Какой звук Р (Л)?  Назовите слова со звуком Р, со звуком Л.

         10. Используемая литература:

1.  Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду,- Айрис-пресс, -2009. 

2. Жихарева - Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических  занятий с детьми. Звук Р -2004

3. Жихарева - Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических  занятий с детьми. Звук Л -2004.

4. Зубова Н. Е. -"Тайна вашего имени, фамилии, отчества". -Славянский дом книги, -2008..

5. Хигир Б. Ю.- "Тайна имени", -АТС,- 2008.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...

Учебно – воспитательное мероприятие (проект) «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена»

Программное содержание:           - дать детям представление о важности права на имя;          - довести до со...

"Каждый человек имеет право на имя"

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности " «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»

 «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»  - На занятии происходит ознакомление детей с тем, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свиде...

«Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена»

В данном конспекте раскрываются понятия из статьей Конвенции "Каждый человек имеет право на имя"....