конспект занятия "Что означают наши имена"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомить детей с правом на имя, фамилию; учит применять  это право в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Что означают наши имена».

Задачи: познакомить детей с  правом на имя и с историей возникновения фамилий; научить  применять это право  в жизни; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения уважения к другим людям.

Оборудование: камешек, мяч, мягкая игрушка Сова, кубик с разрисованными гранями, корзинка со сладостями.

Ход.

1. Введение проблемно-игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пожаловала тетушка Сова - Знаю свои права.

Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята! Скучно мне стало, решила вас проведать, да задачку вам подбросить.

Воспитатель: Что же за задачку такую?

Тетушка Сова: А вот у меня есть документ (показывает), кто знает, что это за документ?

Воспитатель: Я знаю!  Это свидетельство о рождении. Этот документ  говорит об одном нашем праве. О каком, догадайтесь?

 (загадывает загадку)

- Тебе дано, а люди им  пользуются .

Дети:  Имя!

Воспитатель: Да.

2. Рассказ воспитателя об имени.

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Оно дается ему сразу после рождения. У вас тоже есть свои имена. Давайте все вместе хором одновременно назовем свое имя. (Дети называют). Есть имена мужские и женские, девчоночьи и мальчишечьи. Пока вы маленькие и имена  ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Давайте посмотрим, как.

3. Игра в кругу «Камешек».

Воспитатель:  У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как  тебя  будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает  камешек сидящему в кругу ребенку).

Дети передают друг другу камешек и говорят свое «взрослое» имя.

Воспитатель: Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца.  Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.

4. Игра «Прошепчи».

Воспитатель: Под музыку вы будете ходить по коврику, подходить друг к другу и шептать свое имя, отчество. Затем мы узнаем, кто какие услышал имена и отчества.

5. Рассказ  воспитателя о фамилии.

Воспитатель: Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и  прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

Дети: Чтобы различать людей с одинаковыми именами.

Воспитатель: Правильно. Ведь людей на Земле раньше было не так много, можно было различать их по именам. А когда людей становилось все больше, то стали придумывать фамилии. Их люди  придумывали по месту, где жил человек: в селе Коровино жили Коровины, а в деревне Весёлки жили Веселовы, или по профессии которая была у человека: кузнецу давали фамилию Кузнецов, а конюху - Конюхов. Часто придумывали фамилии  по имени отца: сын Степана- Степанов, сын Ильи- Ильин.    Я предлагаю  вам тоже придумать фамилии.

6. Игра «Крутись-вертись».

Дети бросают  поочередно кубик и приговаривают:

Крутись, вертись,

На бочок ложись.

Кубик ложится, а дети  по выпавшему предмету придумывают фамилию. (Например,  яблоко-Яблоков,  стул-Стулов, медведь- Медведев,  гусь – Гусев, груша- Грушин, флаг – Флажков)

Воспитатель: Ребята, а когда к человеку относятся уважительно, называют его по  имени и отчеству. Кого в детском саду вы так называете? (воспитателя, няню, тренера, медсестру и т.д.)  К детям же можно  обратиться просто по имени. Важно произносить имена ласково, не называть грубо.

7. Игра «Назови ласково» с мячом.

Дети по цепочке  перекатывают мяч друг другу и ласково называют соседа.

Воспитатель: Имя с человеком остается навсегда, до самой смерти, становится частью его. Оно радует и приносит удачу.

Имя радость нам дает,

Счастье и удачу.

Мы, конечно, захотим,

Знать, что имя значит.

Воспитатель: А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение?

Вот, например, Николай-  победитель, Софья – премудрая.

А кто из вас знает значение своего имени? (Ответы детей)

Свидетельство о рождение подтверждает наше право на … (имя).  Мы правы, тетушка Сова?  (Да)

8. Итог занятия.

Воспитатель: Тетушке Сове пришло время возвращаться домой. А чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Сова приготовила для вас  свои умные вопросы и подарки. На вопросы  отвечайте и подарки получайте.

- Какой документ закрепляет право на имя?

- У кого есть имя?

- Назови свое взрослое имя.

- Кто выбирает имя ребенку?

- Что есть у каждого человека, кроме имени?

- Зачем нужна фамилия?

- Почему нельзя называть грубо, дразнить человека?

- Как получались фамилии?

(Каждому отвечающему поочередно Сова вручает шоколадную плитку)

Сова: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел, новых открытий для  всех людей и прославите свое имя, отчество,  фамилию. Всего вам доброго.  До свидания.

Дети: до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по правовому воспитанию в подготовительной к школе группы «Что означают наши имена»

Тема: «Что означают наши имена» Цель: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Задачи: Рассказать о том, как на Р...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...

Конспект занятия: "Что означат наши имена"

Програмное содержание: дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает от других людей....

конспект НОД "Что означают наши имена"

Каждый из нас имеет право на имя с рождения! каждое имя имеет свое значение. В данном конспекте мы знакомимся с тем, откуда происходят именя и что они означают, какой документ свидетельствует об имени...

Конспект НОД "Что означают наши имена?"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. Целью занятия является: сформировать у детей представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом, познакомить с п...