Составление рассказа по картине «Зима» (возраст детей 5-6 лет).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ахметова Айгуль Ильдусовна

Составление рассказа по картине «Зима»

 (возраст детей 5-6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картине «Зима»

 (возраст детей 5-6 лет).

Пояснительная записка: данная методическая разработка предназначена для учителей – дефектологов дошкольных коррекционных учреждений в работе с глухими и слабослышащими детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: составление рассказа по картине «Зима»

Задачи:

Образовательные:

- учить составлять рассказ по картине; понимать прочитанное;

- уточнить значения слов, необходимых для понимания рассказа;

- формировать у детей умение из фрагментов создавать целостную картину.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, интерес к занятию; умение доброжелательно общаться друг с другом, с учителем.

Коррекционно – развивающие:

- развивать у детей эстетические чувства красоты зимнего пейзажа;

- коррекция памяти на основе упражнений в запоминании;

- развитие мелкой моторики.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, познавательное, физическое развитие.

Оборудование: таблички, фрагменты рассыпной картины.

Словарь: чем будем заниматься? Будем говорить, думать, читать, будем отвечать на вопросы. Будем составлять картину. Будем составлять рассказ. Это картина. Зима. Холодно. Мороз. Много снега. Солнце светит. Небо голубое. Мальчик лепит бабу. Девочка катается на санках. Хорошо зимой. Что это? Кто это? Что делает? Как зимой?

Предварительная работа: беседа о зиме, зимней природе, погоде; просмотр слайдов «Зимняя природа», рассматривание изображений зимнего пейзажа; наблюдение на прогулке за ёлками; оформление групповой в стиле зимнего леса.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: «Сядьте красиво», «Снимите аппараты», «Наденьте наушники», «Включите наушники».

Воспитатель: произносит за экраном: «Папа дома. Слышите?»

Дети: «Да»

Воспитатель:: «Что мы будем делать?»

Дети: «Будем заниматься»

Воспитатель:: «Чем будем заниматься?»

Дети: «Будем говорить. Будем думать. Будем читать. Будем отвечать на вопросы. Будем составлять картину. Будем составлять рассказ.

Гимнастика для глаз «Снежинки»

Закружились, завертелись «Фонарики»

Белые снежинки. Поднять руки вверх и посмотреть на них

Вверх взлетели белой стаей.

Лёгкие пушинки. Медленно опустить руки и

Чуть затихла злая вьюга. проследить за ними взглядом.

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг, - Развести поочерёдно руки

Все дивятся чуду. в стороны и проследить за ними

Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «ножницы»

белые подружки.

Заспешили на прогулку Шаг на месте.

Дети и старушки.

Основная часть.

Воспитатель:: «Возьмите». Дети берут фрагменты картины.

Воспитатель:: «Что у тебя, Юра?»

Юра: «Солнце светит».

Воспитатель:: «Что у Агнии?»

Агния: «Небо голубое» и т.д.

Составление картины и рассказа из подписей.

Воспитатель:: «Что это?»

Дети: «Это рассказ».

Чтение рассказа.

Дети читают рассказ вместе с Воспитатель: Зима. Солнце светит. Небо голубое. Холодно. Мороз. Много снега. Мальчик лепит бабу. Девочка катается на санках. Хорошо зимой.

Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, (Ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку снежного кома)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Присесть, встать)

А еще в снегу валялись. (Сесть на пол)

Все в снегу домой пришли, (Отряхиваться)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Беседа по вопросам.

Воспитатель:: «Что это?»

Дети: «Это снег. Это баба. Это солнце».

Воспитатель:: «Какое время года?»

Дети: «Зима»

Воспитатель:: «Какая погода?»

Дети: «Солнце светит. Небо голубое. Мороз. Холодно. Много снега»

Воспитатель:: «Кто это?»

Дети: «Это мальчик»

Воспитатель:: «Что делает?»

Дети: «Мальчик лепит снежную бабу»

Воспитатель: «Кто это?»

Дети: «Это девочка»

Воспитатель:: «Что делает?»

Дети: «Девочка катается на санках»

Воспитатель:: «Как зимой»

Дети: «Хорошо зимой!».

Самостоятельное воспроизведение рассказа детьми.

Воспитатель: вызывает ребёнка и ребёнок составляет рассказ по картине «Зима».

Подведение итогов работы.

Воспитатель:: «Что мы делали?»

Дети: «Мы занимались»

Воспитатель:: «Чем мы занимались?»

Дети: «Мы читали. Мы думали. Мы составляли рассказ. Мы отвечали на вопросы. Мы слушали. Мы смотрели».

Воспитатель:: «Как занимались?»

Дети: «Занимались хорошо»

Вывод: для коррекции речевых недостатков глухих и слабослышащих дошкольников большую роль играет работа по формированию словесной речи. Выбранная тема занятия решает проблему понимания и уточнения значений слов, умения отвечать на вопросы, вести диалог по картине, что способствует развитию речи детей с недостатками слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление рассказа по картине «Ежи» для детей старшего дошкольного возраста.

Создание условий для  формирования у детей навыка составления  рассказа по картине, развития у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать к...

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ» для детей старшего дошкольного возраста».

формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать связную речь,учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксичес...