Развитие речи детей 2ого года жизни с использованием наглядного материала.
методическая разработка по развитию речи на тему

Косанова Нелля Александровна

Для успешного развития детей раннего возраста, большое значение имеет приобретение достаточных сведений об окружающем. Многие знания о предметах малыши получают практически из окружающего их пространства. Однако без конкретизации и уточнения на занятиях они остаются неполными, поэтому очень важно использовать наглядные материалы ( картинки, настенные плакаты и т.д) в работе по развитию речи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_nastennymi_kartinkami.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с настенными картинками.

Работа с настенными картинами проводится в следующей последовательности:

  • Предваряющий рассказ проводится перед рассматриванием.
  • Рассматривание изображения детьми, рассказ педагога о содержании картины.
  • Завершающая часть: рассказ и показ педагога к содержанию картины, установка к действиям ребёнка (детей) педагогом.
  • Рассматривание картины во второй половине дня или в течение последующих нескольких дней.

Последовательность рассматривания

  1. Рассмотреть человека (людей), изображённого на ней. Отмечаются его действия, одежда, настроение; особое внимание обращается на совместные действия с определённой целью (например, дети скатывают снежный ком, чтобы сделать снеговика).
  2. Рассмотреть явления природы, по которым и определяется времена года.
  3. Описать время года

Вопросы, обращённые к детям, выстраиваются в соответствии с последовательностью.

Принцип работы с картинками, которые объединяются в серии «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Предметы быта».

На занятиях с тематическими картинками любой серии обязательно «присутствует» человек, даже если об этом не говорится прямо. Назначение предметов, которые группирует ребёнок, и воображаемая ситуация, в которой они используются, дети связывают с потребностями людей (человека).

Лексическая тема «Фрукты» («Овощи»)

На 2-м году жизни: рассматривание, выбор, сопоставление картинок (ребёнок 2 лет узнает и называет предметы: яблоко, груша, морковь, огурец, лейка, лопата, грабли, ведро и т.д.)

Например, занятие «Что купили на рынке» строится следующим образом:

  • Предваряющий рассказ: мама на рынке купила овощи и фрукты (картинки). Она лежат в одной большой сумке, и все перемешались.
  • Необходимо картинки «Овощи» отделить от картинок «Фрукты» а внутри этих групп картинок выделить подгруппы: огурцы, помидоры и т. п. (среди овощей); яблоки, груши и т. п. (среди фруктов);
  • Подгруппах картинки разделить по величине (огурец большой, огурец маленький, яблоко большое, яблоко маленькое и т.п.)

Принцип работы с картинками серии «Животные», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран».

На протяжении 2-го года ребёнок знакомится с картинками, изображающими животных и птиц, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу.

Ознакомление с картинками должно проходить по принципу «от близкого – к дальнему».

  • Вначале показать кошку или собаку, петуха и курицу, а затем – лошадь и корову, утку и гуся.

Ребёнку предлагают рассматривать каждую отдельно.

С 1 года 6 месяцев – 1 года 9 месяцев, целесообразно рассматривать по две одновременно, что бы научиться не только узнавать домашних животных, но и, сопоставлять их, находить общее и различное. Различие ребёнку установить легче, чем найти общее, поэтому вначале следует давать явно различающиеся картинки, например петух и гусь, а затем уже гусь и утка.

С животными, обитателями леса, ребёнок знакомится по рассказам взрослого, близким к сказкам, но только близким. Рассказы взрослых – это цепь встреч, участником которых является сам ребёнок (дети), например, дети пошли с мамой гулять в лес и встретили зайца, лисичку, доброго волка, медведя, белочку, сову и т.д. В соответствии с логикой рассказа ребёнку предлагаются картинки, которые он рассматривает вместе со взрослым и называет.

Последовательность предъявления картинок:

  1. На первом занятии присутствуют не более двух персонажей.
  2. На втором-третьем – 3-4 картинки. При этом последующее занятие обязательно включает повтор того, что было на предыдущем, и преподносится как продолжение уже знакомой ситуации.

Отличие от сказок в том что, дети приобретают знания о реальных животных; вместе с тем общение с ребёнком проходит в занимательной форме, близкой к рассказыванию сказки. Реалистические картинки позволяют формировать реалистические образы животных.

Аналогично дети по картинкам знакомятся с животными дальних стран.

Принцип работы с картинками серии «Транспорт».

На 2-м году жизни: рассматривание, выбор, сопоставление картинок (отдельные изображения машины, самолёта, автобуса и т.п.).

  • Предваряющий рассказ (беседа о транспорте).
  • Необходимо картинки «Транспорт» отделить от картинок «Мебель», «Инструменты», а внутри этих групп картинок выделить подгруппы по виду: автобусы, самолёты, поезда и т.д.
  • Для детей 2 лет выделить подгруппы по способам движения: летит, плывёт, едет.
  • Сюжеты сочетать с чтением небольших стихотворений или пением.

«Работая» с картинками, ребёнок открывает для себя социальный мир, человеческие отношения в обществе (существуют разные средства передвижения, которые служат разным целям: помогают лечить, перевозят грузы и т.д.)

Принцип работы с картинками серии «Профессии людей».

В раннем возрасте начинается социализация ребёнка. В этом ему помогают картинки, на которых изображаются средства передвижения, о чем мы уже сказали, а также сюжетные картинки среднего размера из серии «Профессии людей» («Ребёнок на приёме у доктора», «Ребёнок с мамой в магазине», «Дворник подметает улицу», «Ребёнок в парикмахерской» и др.). Эти сведения ребёнку уже известны из практики, поэтому взрослый, составляя рассказ о профессиях, обращается к воспоминаниям детей. Сюжетные картинки, с помощью которых воспитатель учит воспринимать изображение знакомых ситуаций, помогают детям составлять 2-3 словестное предложение, отвечая на вопросы взрослого («Кто нарисован на картинке? Где доктор? Что он делает?» и т.п.). Затем взрослый побуждает ребёнка к диалогу («А ты с мамой ходил к доктору? Доктор тебя вылечил?» и т.п.), а на последующих занятиях – к рассказу по картинке из 3-4 предложений; учить замечать детали одежды, профессиональные предметы труда (у доктора – трубочка для прослушивания, у дворника – метла, у маляра – кисть или валик, у столяра – рубанок и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

Развитие речи детей первого года жизни

Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...