Проект «Сказки – добрые друзья»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Войтихова Мария Ивановна

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki-_dobrye_druzya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Паспорт проекта………………………………………….2

2. Этапы работы……………………………………………4

3. План реализации проекта……………………………...5

4.Список литературы……………………………………...8

5.Приложение……………...………………………………..9

1.Паспорт проекта

     

  Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

   Продолжительность:  долгосрочный (октябрь – май)

   Возрастная адресация: дошкольный возраст.

   Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудник  библиотеки.

    Актуальность:

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы  вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное  представления  о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас  готовят  к жизни, формируют у нас важнейшие ценности.

В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.

Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на основе сказок.

Задачи:

Для детей:

  • Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
  • Воспитание у детей дошкольного возраста  позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  • Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
  • Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

Для родителей:

  • Привлечение родителей  к  оформлению развивающей предметно-пространственной  среды.
  • Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.

Обеспечение: художественная литература (сказки), иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.

Формы и методы работы:

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы
  • дидактические игры
  • ТСО

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций
  • рассматривание книг.
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы
  • чтение художественной литературы, сказок
  • работа по сказке по методике Л.Фесюковой
  • экскурсии
  • выставки

Совместную свободную деятельность детей и родителей:        

  • чтение художественной литературы
  • пополнение книжного уголка
  • посещение выставок детского творчества в детском саду
  • совместная продуктивная деятельность

Схема работа со сказкой (методика Л.Фесюковой):

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка развивает руки.

2.Этапы работы:

Этапы

Мероприятия

Для  педагога

Для детей

Для родителей

I.Подготовительный

  • Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.
  • Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
  • Составление перспективного плана.
  • Оформление развива-ющей предметно-пространственной среды.
  • Изготовление и комплектация  посо-бий для проведения мероприятий.
  • Составление информационных листов  для родителей.

 

  • Изучение особенностей литературного опыта детей.
  • Выявление  читательских интересов детей.
  • Выявление  возможностей  использования  детьми литературного  опыта  в  самостоятельной  творческой деятельности.
  • Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по приобщению детей  к художественной литературе.

II. Организационный        

  • Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана).

  • Участие  детей в совместной деятельности.

  • Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.
  • Оказание помощи в проведении мероприятий.

  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

III. Завершающий

  • Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).

  • Сравнительный   анализ уровня сформированности читательских интересов детей

  • Отзывы родителей
  • Подведение итогов анкетирования.

Ожидаемый результат:

Для детей:  

  1. Повышение уровня речевого развития детей.
  2. Развитие  индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
  3. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
  4. Повышение интереса к книге.

Для родителей:

  1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  2. Повышение педагогической  культуры родителей в проблеме приобщения  дошкольников к художественной литературе.

3.План реализации проекта

1 раздел: «Вхождение в мир сказок»

Октябрь

  1. Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»
  2. Экскурсия в поселковую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».
  3. Виртуальная экскурсия в библиотеку С.Я. Маршака.
  4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
  5. Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».
  6. Проведение игры «Книжкина больница».
  7. Чтение сказок: «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».

2 раздел: «Русские народные сказки»

Ноябрь        

  1. Изготовление с детьми закладок в книжку.
  2. Консультация для родителей «Художественная литература для дошкольников».
  3. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».
  4. Дидактические игры.
  5. Игры с правилами «Хитрая лиса».
  6. Изготовлению с детьми конусных игрушек «Заяц-хваста»
  7. Чтение сказок: русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».

Декабрь        

  1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
  2. Инсценировка сказки «Маша и медведь».
  3. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».
  4. Викторина по русским народным  сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».
  5. Чтение сказок: русские народные сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка»,  «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».

3 раздел: «Сказки народов мира»

Январь        

1.Вертуальная экскурсия в краеведческий музей.

2.Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

3. Народные подвижные игры.

4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам чукотской сказки «Ленивая птичка».

5. Чтение сказок: ненецкая сказка «Кукушечка», чукотская сказка «Ленивая птичка», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик».

Февраль        

1. Викторина для детей  «По сказочным дорожкам».

2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».

3. Дидактические игры.

4. Чтение сказок: таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».

4 раздел: «Авторские сказки»

Март        

1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».

2. Рисование иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского «Рисуем сказку».

3. Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.

4. Виртуальная экскурсия в музей мыши «Мышеловка».

5. Викторина «Угадай сказку (К.И. Чуковский)»

6. Чтение сказок: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать  месяцев»; К.И.Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».

Апрель        

1. Беседа «Хорошие книги – друзья навсегда».

2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»

3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.

4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

5. Чтение сказок: братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».

5 раздел: «По дорогам сказок»

Май        

1. Презентация проекта для родителей.

2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина  «По дорогам сказок».

4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.


Список литературы:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
  2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
  3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
  5. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  10.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/detskii-sad/;

http://zanny.ru/docs/100/index-15753.html;

http://doshkolnik.ru/pedagogika/;

http://detsad-kitty.ru/ 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта "Сказки добрые друзья" для подготовительной группы

В современном мире у детей падает интерес к литературе, чтению. проект направлен на развитие творческого патенциала, любознательности. Способствует расширению знаний детьми русских народных сказок.Спо...

Проект «Сказки – добрые друзья»

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к...

Проект "Сказки-добрые друзья"

Педагогический проект «Сказки-добрые друзья» Автор проекта: Воспитатель: Белая Дарья Николаевна Участники проекта: Дети старшей группы №8 Родители детей Название проекта: «Сказки-доб...

Познавательно-творческий проект «Сказки – добрые друзья» (Посвящен Дню детской книги - 2 апреля)

Проект разработан с целью развития устойчивого интереса детей и родителей к чтению сказок  как произведений искусства....

Проект «Сказки – добрые друзья»

Проект «Сказки – добрые друзья»...

Проект «Сказки – добрые друзья»

Цель проекта:Воспитывать  у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке.Задачи:для детей:Образовательные:-расширять представление детей о сказках;-учит...

Проект "Сказки - наши лучшие друзья" (вторая младшая группа)

Развитие речевых и творческих способностей детей через театрализованную деятельность....


 

Комментарии

Малинина Наталья Ивановна

У вас получился не только интересный, но и очень полезный проект!