Рассказывание об игрушках
консультация по развитию речи на тему

Ильина Аюна Бадмаевна

Советы для педагогов, и примеры описательных рассказов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_ob_igrushkah.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

РАССКАЗЫВАНИЕ ОБ ИГРУШКАХ

Большое влияние в речевое развитие дошкольников оказывают занятия по рассматриванию и описанию игрушек. С детьми младшего дошкольного возраста проходят в живой эмоциональной форме.

Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Например, воспитатель показывает детям двух медвежат: «Скажите, кто это такие? (Медвежата.) Посмотрите на этого медвежонка, скажите, какие у него глаза. (Черные, блестящие.) Какие у медвежонка уши? (Круглые, пушистые.) А какие у него лапы? (Толстые, пушистые.) Скажите, какой этот медвежонок. (Черный, большой, пушистый, мягкий.) Как можно назвать медвежонка ласково? (Мишка, мишенька, мишутка.) Что он умеет делать? (Рычать.)

У нашего мишки есть друг. Посмотрите на него. Какие у него глаза? уши? лапы? Какой это мишка? (Маленький, коричневый, пушистый.)

А теперь послушайте рассказ про двух друзей. «Маленький мишутка пришел к большому в гости. У него мягкая шерсть, блестящие глаза, коричневая шуба, толстые лапы. Он принес в подарок своему другу большое красное яблоко. Какое это яблоко? (Большое, красное.)

А сейчас вы мне расскажите про любого из этих медвежат.

Если дети затрудняются в составлении рассказа, воспитатель помогает вопросами: «Какой это мишутка? Какие у него лапы? глаза? Что он делает?» Затем педагог объединяет ответы детей в общий рассказ и предлагает какому-нибудь ребенку повторить его.

Из приведенного выше примера видно, что рассматривание игрушек и подведение детей к составлению описательных рассказов обязательно включают в себя решение лексических я грамматических задач: дети подбирают нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание.

Таким образом, описание игрушки начинается с тщательно продуманных вопросов педагога. Отвечая на вопросы, дети обращают внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки {цвет, форма, материал), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя), и переход к составлению рассказа становится естественным. Рассказ воспитателя является образцом.

На занятиях по описанию игрушек можно использовать и литературные произведения. Например, рассматривание игрушечных цыплят, курицы, петуха педагог заканчивает чтением рассказа «Курочка» Е. И. Чарушина или «Петушок с семьей» К. Д. Ушинского. Хороши для этой цели потешки, прибаутки, загадки.

В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. В методике обучения рассказыванию усиливается опора па активизацию словаря: при рассматривании воспитатель задает больше вопросов, касающихся внешнего вида {цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про этого медвежонка (собачку и др.), кроме того, что назвали другие дети.

Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть»). Как и во второй младшей группе, па данном возрастном этапе достаточно широко используется рассказ-образец воспитателя.

Например, воспитатель показывает детям игрушечную кошку и спрашивает, кто это? Далее он задает следующие вопросы: «Посмотрите и скажите, какие у кошки глаза? (Зеленые.) Шерстка? (Мягкая.) Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая и т. п.) Как зовут детенышей кошки? Кто у нее? (Котенок, котята.) Кошка большая, а котенок...? (Маленький.) Придумаем кошке имя. Как ее зовут? Что она умеет делать?

Теперь послушайте, что я расскажу вам о ней. Это кошка. Ее зовут Мурка. У нее усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Кошка любит лакать молоко. А кто из вас может рассказать о кошке?»

Затем дети рассматривают еще одну игрушку — собаку — и отвечают на следующие вопросы: кто это? Какая собака? Как зовут детеныша собаки? Собака большая, а щенок? Что делает собака? В заключение педагог предлагает им рассказать о собаке. Если дети затрудняются, он дает свои образец рассказа, аналогичный первому.

Широко используются дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Петрушка, угадай мою игрушку». Приведем в качестве примера одно из таких занятий.

Сначала дети рассматривают игрушки. Воспитатель задает вопросы: «Что это? (Мяч.) Какой мяч? (Круглый, красный, резиновый.) Для чего он нужен? (Играть, веселиться.) Что с мячом можно делать?» (Катать, бросать, ловить.) Аналогичными вопросами сопровождается рассматривание остальных игрушек, которые лежат на столе воспитателя {матрешка, барабан, кукла, машина). Педагог дает образец рассказа (например, о матрешке). Затем появляется Петрушка и предлагает: «Вы, дети, будете рассказывать о каждой игрушке все, что знаете, называя ее, а я буду отгадывать, о чем идет речь». (Петрушка прячется за ширму.)

Кто-нибудь из детей берет игрушку и рассказывает. Например: «Круглый, громкий, блестящий... Громко играть и барабанить». Дети догадываются, что это барабан, а Петрушка молчит, так как ребенок допустил ошибки в построении рассказа. Воспитатель повторяет его рассказ, но в исправленном варианте: «Круглый, громкий, блестящий, на нем можно громко играть и барабанить». Тут Петрушка показывает на барабан, а педагог подчеркивает, что всем детям необходимо следить, правильно ли их товарищ рассказывает о предмете (игрушке), понятен ли рассказ, тогда Петрушке будет легко отгадать.

Следующий предмет берет Катя: «Круглый, блестящий, синий, с полосками, это...» Дети хором отвечают: «Мяч». (Девочка использовала обобщающее слово это, в фраза выглядит не как простое перечисление качеств предмета, а как предложение, которому необходимо всего одно слово, для того чтобы оно было закончено.)

«Круглая, блестящая, платьице в цветочек, желтая,.,»—и Васи останавливается. Воспитатель приходит на помощь: «Что можно делать с этой игрушкой?»— «Играть, собирать и разбирать». Дети отгадывают, что это матрешка, а Петрушка снова молчит. Педагог обращается к мальчику: «А теперь, Вася, повтори свой рассказ так, чтобы детям и Петрушке было понятно, какая это игрушка и как с ней можно играть». Ребенок повторяет: «Круглая, красивая, в платьице желтом, с цветочками. Ее можно собирать и разбирать». (Это уже законченный маленький рассказ, и все предложения в нем построены правильно.)

О следующей игрушке рассказывает Саша: «Голова круглая, платьице в горошек и туфельки с цветочками». Дети и Петрушка отгадывают, что это кукла.

В заключение педагог дает образец рассказа о матрешке: «Это деревянная игрушка, Она веселая. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Это мама, внутри у нее спрятаны дочки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Дети любят складывать и раскладывать эту игрушку».

Когда дети достаточно хорошо научатся составлять описательные рассказы, можно предложить им составить рассказ_по набору игрушек. Игрушки нужно подбирать так, чтобы ясно проглядывалась простая сюжетная линия (например!» девочка, зайчик, елочка). Если у детей возникают трудности в составлении рассказа по набору игрушек, воспитатель предлагает им свой образец или же развернутый план (как зовут девочку? Зачем она собралась в лес? Кого там встретила?).

Таким образом, дети среднего дошкольного возраста уже могут составлять небольшие описания игрушек сначала по образцу воспитателя, затем по готовому плану и, наконец, придумывать короткие сюжетные рассказы по набору игрушек, что очень важно для дальнейшего обучения в старшей группе.

В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. Дети очень любят эти занятия. Они по-новому смотрят на знакомые игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием.

На занятии по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку.

Воспитатель ставит на стол игрушки: кошку, мышку, собачку, куклу в образе девочки. Дети рассматривают все игрушки, затем педагог выбирает две игрушки — кошку с мышкой — и начинает рассказ, сопровождая его показом действий: «Узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, а не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою корку».

Затем воспитатель предлагает всем подумать, про какие игрушки кто будет рассказывать («Девочка и собачка», «Как кошка с собачкой подружилась»), н предупреждает, что нельзя повторять рассказ, который уже придумал кто-то другой. (Образец педагог может дать н в середине занятия.)

Особое внимание надо уделять анализу рассказов, придуманных детьми. Первым оценку дает воспитатель, отмечая и интересный сюжет, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, которой передано содержание.

После занятия целесообразно оставить игрушки в комнате на видном месте, чтобы дети могли играть с ними, придумывать различные инсценировки. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм, следить за содержанием детских рассказов.

Когда дети в достаточной степени овладеют умением составлять сюжетные рассказы, воспитатель может не давать полностью образец, а только намечать сюжетную линию.

Например, на столе воспитателя кукла в образе девочки, медвежонок, зайчонок, белка, лисичка. По поводу каждой игрушки он задает ряд вопросов: «Какая это игрушка? А какая она по характеру? (Лисичка яркая, рыжая, ловкая, хитрая; заяц трусливый, быстрый, веселый.) И т. д.- Теперь составим рассказ об этих игрушках. Девочка пошла в лес. А кого она там встретила и что произошло дальше, вы расскажете сами».

Если рассказ получился интересный, педагог предлагает записать его в альбом, а кто-нибудь из детей может сделать к нему рисунок.

Полезно предложить детям рассказать сказку об игрушках дома родителям или устроить инсценировку для малышей второй младшей группы. Такие спектакли проходят всегда интересно и весело и очень важны своим нравственным воздействием.

В подготовительной к школе группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, и намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация. Такие занятия способствуют формированию дружеских отношений между детьми, учат их считаться с мнением Друг друга, согласовывать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие во 2 младшей группе по развитию речи. "Рассказывание об игрушке"

Занятие способствует развитию у детей умения описывать игрушки, развивает словарный запас речи. Занятие проходит в игровой форме....

Обучение детей рассказыванию по игрушкам

Рассказывание по игрушкам...

Рассказывание по игрушкам. Во всех группах детского сада.

Буклет. Рассказывание по игрушкам.Во всех группах детского сада....

Рассказывание об игрушках

Конспект занятия по развитию речи на тему : Рассказывание об игрушках....

Рассказывание об игрушках

Тема: Рассказывание об игрушкахЦель: обучение детей рассказыванию по образцу.Задачи: 1.    Связная речь: учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ. 2....

Речевое развитие детей во второй младшей группе «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» «Опиши игрушку».

. Подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке.Закреплять умение выделять характерные признаки предметов. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе....

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...