Конспект образовательной деятельности по теме: «Откуда хлеб к нам пришёл?» в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Жемчужинки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

АЛДАРАНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Откуда  хлеб к нам пришёл?»

Задачи: создание условий для развития коммуникативной деятельности, в процессе знакомства с профессиями людей, выращивающих хлеб; этапами выращивания хлеба.  

Обучающие: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Откуда хлеб к нам пришёл?»  в речи словами «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «пекарь», «мукомольный завод» и т.д.

Развивающие: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать любознательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение детей к хлебу, уважение к труду взрослых; воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к рассматриванию явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_hleb_pishel.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

        

Конспект образовательной деятельности

 по теме: «Откуда хлеб к нам пришёл?» в группе компенсирующей направленности детей  с ТНР «Жемчужинки»

        

Подготовила:

Алдаранова Светлана Юрьевна,

Воспитатель

с. Урик, 2018 г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Откуда  хлеб к нам пришёл?»

Задачи: создание условий для развития коммуникативной деятельности, в процессе знакомства с профессиями людей, выращивающих хлеб; этапами выращивания хлеба.  

Обучающие: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Откуда хлеб к нам пришёл?»  в речи словами «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «пекарь», «мукомольный завод» и т.д.

Развивающие: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать любознательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение детей к хлебу, уважение к труду взрослых; воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к рассматриванию явлений окружающего мира.

Образовательные области: приоритетная - речевое развитие, в интеграции – познавательное развитие.

Предварительная работа: чтение стихотворения П. Синявского «Путь хлеба», Я. Аким «Хлеб» игры: составление целого из 8-10 частей (хлебобулочных изделий), «Кто больше назовёт», «Что нужно для работы хлебороба», анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом», лепка из солёного теста «бубликов, булочек», чтение поговорок и пословиц о хлебе, рассматривание картинок и иллюстраций.

Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, интерактивная доска, сундучок со свежеиспечённым хлебом, зерна и колосья хлеба.

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап (3 минуты)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Приветствие в кругу. Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Воспитатель обращается к детям и предлагает им рассмотреть сундучок, вы хотите узнать, что лежит в этой сундучке?

Для этого нужно отгадать загадку. Ребята! Послушайте загадку

"Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место"

(хлеб).

После того как дети отгадали загадку воспитатель открывает сундучок, показывает, что там находится.

Слушают, рассматривают сундучок за  столом.

Постановка проблемы и мотивация детей

- А вы хотите узнать, откуда берётся хлеб?

- Люди, каких профессий  выращивает хлеб на полях?

- Какой путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе?

Делают предположения, отвечают.

II. Основной этап (25 минут)

Актуализация представлений

Задача: актуализировать представления детей о хлебе

- Вы предположили, что хлеб выращивают на полях.  Давайте подумаем, как это происходит?

Рассуждения детей.

Открытие детьми нового знания

Беседа с детьми о том, какой путь проходит хлеб.

Ранней весной  на поля выходят трактора. (Слайд 1)

- Поле нужно вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее  для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”.

- Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины -  сеялки… Они сеют зерна. (Слайд 2).

 (На столе зёрнышко пшеницы. Дети рассматривают зёрнышки).

- Ребята, на столе настоящие зёрнышки, потрогайте.

- Какие они? (маленькие, твёрдые, посередине бороздка, они жёлтого цвета).

- Ребята, что нужно, чтобы выросло зерно? (Чтобы выросло зерно нужно солнце, дождь)

- Ребята, вот такие маленькие зёрнышки превращаются вот в такие большие колосья (показ колоска).

- Возьмите их в руки. Какие они? Как узнать, что колосья поспели?

- Ребята, потом созревает урожай. Посмотрите, поле очень красивое, когда

созрел урожай. (Слайд 3).

- Ребята, когда созревают колосья, нужно убирать урожай.

Этим занимаются большие машины – комбайны. Комбайн водит комбайнёр. Рядом с комбайном едет грузовая машина, она увозит зерно. Грузовую машину водит водитель. (Слайд 4).

- Ребята, потом водитель увозит зерна на элеватор, где там зерна сушатся и хранятся. (слайд 5).

- Потом зерна повезут на мукомольный завод, где из зерна сделают муку. (слайд 6)

- Ребята, вот у меня в тарелке мука. Потрогайте его руками. Какая она? (мягкая, пушистая, рассыпчатая). Понюхайте. Мука имеет запах.

- Ребята, потом муку везут на хлебопекарню (слайд 7). В пекарне выпекают хлеб. Хлеб печет пекарь.

- Потом грузовые машины везут хлеб в магазин (слайд 8).

- Ребята, хлеб везут не только в магазин, но и в школы, в детские сады. (Слайд9).

Слушают, сидя на стульчиках перед интерактивной доской.

Дети доказывают свою точку зрения.

Дети смотрят презентацию и слушают педагога.

Рассуждения детей.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Муку в тесто замесили (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили (как лепим пироги)

Пирожки и плюшки

Сдобные ватрушки

Булочки и калачи (поочерёдно загибаем пальцы)

Все мы испечём в печи (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперёд)

Выполняют задание

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Какие машины работают на полях?

-Когда выходит трактор пахать землю? (ранней весной)

- Что делают  машины-сеялки? (Машины – сеялки сеют зерно) 

- В какое время года убирают урожай? – Урожай убирают осенью.

- На каком заводе из зерна получают муку?

- Где из муки пекут хлеб?

- Кто печёт хлеб?

- Куда отправляют хлеб после пекарни?

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята посмотрите на мольберте картинки с этапами выращивания хлеба, вам нужно эти картинки расставить в правильной последовательности и составить небольшой описательный рассказ.

Переходят на стульчики к мольберту.

Дети составляют описательный рассказ.

III. Заключительный этап (2 минуты)

Рефлексивный компонент

 Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что именно вам понравилось?

- Ребята, что вы сегодня узнали?

- С какими новыми профессиями вы сегодня познакомились?

- Какая техника помогают вырастить хлеб?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Ребята, хлеб - главный продукт на столе. Говорят, что без хлеба – нет обеда. 

Отвечают на вопросы.

Организация  перехода к другому виду деятельности

- Я рада, что вы узнали много интересного о хлебе. Вы сможете рассказать все о хлебе дома.

Готовятся к переходу новому виду деятельности.