Главные вкладки

    Знакомство с художником И.И.Шишкин
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Баринова Алена Васильевна

    -Познакомить с творчеством данного художника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadanie_5.docx29.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задание 5. Конспект занятия по ознакомлению с художниками в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Художник И. И. Шишкин»

    Цель: Ознакомление с творчеством И.И. Шишкина.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Закрепление знаний о русских художниках.

    Развивающие:

    - Развивать интерес к изобразительному искусству.

    - Побуждать видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.

    Воспитательные:

    - Воспитывать любовь к родной природе, желание посещать музеи, уважение ко всему живому на земле.

    Материал:

    1. Репродукция И. Крамского «Портрет И. И. Шишкина».

    2. Репродукции картин И. И. Шишкина:

    - «Дебри»

    - «Сосны, освещенные солнцем»

    - «Дубы, вечер»

    - «Полдень. В окрестностях Москвы»

    - «Рожь»

    - «Лесные дали»

    - «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

    - «Утро в сосновом лесу»

    3. Музыкальное сопровождение (шум леса, голоса птиц)

    Форма организации: фронтальная.

    Ход занятия:

    Воспитатель: А сейчас настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает художник, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом репродукций картин)

    И. И. Шишкин родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Пришло время и нам познакомится с ним.

    Рассказ воспитателя о картинах художника:

    «Портрет Ивана Ивановича Шишкина» написал Иван Крамской в 1873 г.

    Художник-пейзажист действительно собрался в дальний путь. На нём шляпа, защищающая от солнца и дождя, высокие сапоги, в руках длинная палка, помогающая идти сквозь густые заросли и топкие болота. На плече этюдник с красками, а под рукой сложенный большой зонт.

    И. И. Шишкин – художник, который исходил пешком сотни километров по

    лесам и полям России.

    Перед вами картина «Дебри». На картине изображены ели и сосны ,

    спрятавшиеся в непроходимой лесной чащобе. Ели и сосны растут близко друг к другу, в лесу стоит полумрак, даже становится страшно.

    А сейчас «выбираемся» из дебрей и выходим на опушку леса. Перед

    вами картина «Сосны, освещенные солнцем». В лесу светло, солнце освещает могучие сосны. Мы слышим пение птиц и продвигаемся вперед, и попадаем не просто в лес, а в настоящую дубраву.

    Перед вами картина «Дубы, вечер». Деревья приветствуют нас, как огромные великаны.

     А сейчас нам предстоит перейти через поле. «Полдень в окрестностях Москвы».

    И. И. Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, а рисовал, то, что он видел. Но, именно, в картине «Рожь» он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Чего в «чистом» поле никогда не бывает, а Шишкин рисовал «в полный рост». Правильно, могучие деревья никогда не растут в полях, их выкорчёвывают. Если их убрать в поле, в картине будет пусто, скучно. Введя в изображение поля вековые, могучие сосны, пейзаж художника стал, узнаваем, и стал носить русский характер – простор, раздолье с бескрайними полями и вековыми могучими деревьями.

    И опять мы возвращаемся в лес. Картина «Лесные дали» вызывает чувство полёта, словно разбегаемся с высокого холма. Летим как птицы над густым, непроходимым лесом, вдалеке видим озеро, окутанное туманом, видим птицу, одиноко стоящую сосну.

    Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». В лесу тихо, но совсем недавно здесь хозяйничал ветер или ураган. Под сосной расположились медведи, жители этого леса – медведи намерены полакомиться мёдом диких пчёл, на сосне, возле которой они сидят, укреплена «мёда полная колода». Сосны в этом лесу особенные…

    А сейчас настала пора сделать «привал» и полюбоваться картиной «Утро в сосновом лесу» она написана И. И. Шишкиным более ста лет назад. Шишкин показывает в картине как наступает утро: утренний туман, в глубине рассеивающийся на глазах, росу на засохшем стволе .А сейчас давайте тихо «постоим» в лесу (звучит музыка просыпающегося дня .

    А сейчас мы с вами поиграем в игру «Войдём в картину».

    А теперь нам с вами пора возвращаться в группу. И для вас у меня сюрприз, я угощаю вас  конфетами «Мишка – косолапый», на фантиках которых изображен фрагмент картины «Утро в сосновом бору».

    Задание 6. Конспект занятия конструктивной деятельности в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Рыжая лисичка»

    Цель: Обучение детей мастерить поделки в технике оригами.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Развивать умения детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного; побуждать четко выполнять инструкции педагога;

    - Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; умение правильно размещать изготовленную фигуру на панно;

    - Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами; помочь каждому ребенку добиваться желаемого результата и доводить начатое дело до конца.

    Развивающие:

    - Развивать память, внимание, логическое внимание, мелкую моторику рук, способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребенка.

    Воспитательные:

    - Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе.

    Материал для занятия: 

    Демонстрационный материал: Царь Картон (игрушка-самоделка), панно леса с различными видами птиц, зверей, рыб, деревьев, выполненных в технике оригами, схемы поэтапного складывания животного (лисицы);

    Раздаточный материал: на каждого ребенка бумажные квадраты оранжевого цвета (10*10) –для изготовления туловища животных, (8*8) –для головы животных, кусочки черной, белой бумаги для глаз, носа, лап; ножницы, клей, клеенки, салфетки.

    Словарная работа: панно, лисица, оригами.

    Форма организации: групповая.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, а вы сказки слушать любите? Сегодня я расскажу вам об одном мальчике и царе Картоне.

    Жил-был маленький мальчик, добрый, веселый. Он очень любил делать игрушки своими руками и радовать подарками своих друзей. Однажды ему приснился сон…

    ...В некотором царстве, Бумажном государстве правил царь Картон. Все было в этом царстве-государстве из бумаги: и горы высокие, и леса дремучие, и реки глубокие, и дворцы красивые и сады цветущие.

    Счастливы были жители этой страны, пока не узнали, что живут в других странах звери, птицы и рыбы. Опечалился царь Картон, снарядил он корабли в заморские страны, чтобы привезли они зверей, птиц и рыб.Долго ли, коротко ли плавали корабли по морям и океанам, по дальним странам, но ни с чем домой вернулись. От тоски-печали заболел царь, загрустили жители Бумажного государства.

    Проснулся мальчик и стал думать – гадать, как помочь жителям Бумажного царства. Думал он, думал и придумал: сделать зверей, птиц и рыб из цветной бумаги. И закипела работа. Уже вечером волк, лиса, заяц, петух и многие другие животные, всевозможные рыбы, птицы заполнили весь стол.

    Очень усталый, но довольный мальчик уснул прямо за столом. И снова ему приснился сон.

    ...Пришел к нему в гости опять царь Картон, поблагодарил за замечательные поделки, произнес волшебное заклинание – и все бумажные звери, птицы и рыбы очутились в садах цветущих, в лесах дремучих, реках глубоких. Обрадовались жители сказочного царства – государства, не было у них теперь ни горя, ни печали. И зажили они по-прежнему весело и счастливо…

    В хорошем настроении проснулся мальчик. Видит – на столе нет ни одной поделки, только листы цветной бумаги и письмо от царя Картона: «Спасибо тебе, наш юный друг, ты вернул счастье и покой нашей стране. Но у меня есть небольшая к тебе просьба. В нашем дремучем лесу очень мало лисиц. Пожалуйста, сделай нам этих животных и засели их в нашем сказочном лесу. А на память высылаю тебе фотографию - панно нашего красивого леса».

    - Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотите научиться делать фигурки из бумаги? А вы хотите помочь мальчику заселить лес царя Картона лисицами? Давайте откроем свою школу Волшебников и попробуем освоить искусство оригами. Сегодня мы научимся мастерить лисиц. Посмотрите на фотографию - панно, которую передал мальчику царь Картон. (Воспитатель обращает внимание детей на готовые фигурки волка, медведя, зайца, мышки, выполненные в технике оригами).

    - Что общего у этих животных? Правильно, правильно туловище и голова у этих животных сделаны из квадрата?

    - А чем отличаются квадраты для изготовления головы и туловища? 

    Дети: Размером.

    Показ и объяснение.

    Воспитатель обращает внимание детей на схемы поэтапного складывания туловища и головы лисицы.

    Воспитатель: Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать лисицу.

    Берем большой квадрат - это будет туловище лисицы. Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождаю показом на образце).

    Сгибаем его от себя ровно пополам по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.

    Проглаживаем сгиб от середины к краям с одной и с другой стороны, придерживая заготовку рукой.

    Разворачиваем квадрат и поворачиваем его углом к себе. Развернутые его и прилегающие друг к другу стороны квадрата согнуть по диагонали. Угол, который выступает, загнуть вверх от себя. Получилось туловище животного.

    Теперь берем маленький квадрат – это будет голова. Кладем квадрат так, чтобы уголок смотрел вам в живот. Складываем квадрат по диагонали к себе. Получился треугольник. Теперь стороны треугольника загибаем к центру с одной и другой стороны. Хорошо проводим линию сгиба. Получилась мордочка лисы. Голову и туловище животного необходимо склеить между собой и приклеить носик, глаза и лапки.

    Вы внимательно все прослушали, а теперь выйдем на ковер и немного поиграем.

    Физкультминутка «Хитрая лиса» (пальчиковая гимнастика).

    Знают все ее приметы,

    Хвост какой у ней, смотри!

    Мы найдем лису по следу,

    Как, плутовка, не хитри!

    Видишь, уши навострила.

    Чтоб на ферму не ходила,

    Не таскала кур, гусей.

    Рыжий хвост мелькнул в кустах

    И пропал в лесу,

    Очень трудно увидать

    Хитрую лису.

    Воспитатель: А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать. 

    Дети называют этапы работы, опираясь на схемы и приступают к работе.

    В ходе занятия воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, делает напоминания. Далее дети размещают сделанных лисиц на панно-фотографии, которое подарил царь Картон.

    Итог: А теперь посмотрите, сколько красивых у нас получились лисиц. Царь Картон обрадуется, что в его лесу теперь будет жить много лисиц. Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова и фотография - панно с лисицами отправляется в страну царя Картона.

    Задание 7. Конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Наш город».

    Цель: Совершенствование техники вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Закреплять умение детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам.

    - Закреплять навыки вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки).

    - Побуждать детей вырезать машины  из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам (автобусы, трамваи, троллейбусы и легковые машины).

    Развивающие:

    - Развивать композиционные умения - ритмично размещать вырезанные машины на полосе, показывая направление движения. При создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

    Воспитательные:

    - Воспитывать усидчивость , аккуратность при выполнении работы.

    Предварительная работа. 

    В самостоятельной художественной деятельности небольшая группа детей готовит основу для будущей композиции. Дети под руководством воспитателя тонируют большой лист бумаги или полосу обоев, деля пространство на две части (2/3 - земля зелёного или жёлто-коричневого цвета; в самом низу две полосы дороги серого цвета, разделённые белой разметкой; 1/3 - голубое или синее небо). Экскурсия по городу или рассматривание иллюстраций, открыток с панорамами города.

    Материалы, инструменты, оборудование.

    Полоски цветной бумаги разной ширины для вырезания зданий, прямоугольники и полоски цветной бумаги для вырезания окон, большой лист бумаги или полоса обоев для создания общей композиции. 

    Прямоугольники и квадраты цветной бумаги для вырезания машин, фломастеры, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые.

    Силуэты машин для показа детям (автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили). Лекала - половинки симметричных машин (для детей, затрудняющихся при создании контурного рисунка).

    Ход занятия.

    Воспитатель :Ребята, посмотрите, у нас есть основа для нашей будущей композиции. Сейчас здесь простор - земля (нижняя часть листа) до самого горизонта (проводит рукой, показывая линию горизонта) и небо. Но скоро-скоро здесь поднимутся к самому небу дома, в домах поселятся люди, по дорогам побегут машины... И сделаем это мы с вами. Создадим свой город. Город будет большой, домов в нём тоже будет очень много. Сейчас я вам покажу, каким образом можно создать большой красивый дом.

    Я хочу построить кирпичный дом, поэтому возьму лист оранжевого цвета.

    В моём доме будет 2 этажа, поэтому я сложу бумагу пополам. Разверну, видите - это первый этаж, а это второй. А сколько в моём доме будет подъездов? Посмотрим. Сложу бумагу в другом направлении - сначала пополам, а потом ещё раз пополам. Разверну. Помогите мне сосчитать подъезды: один, два, три, четыре - всего четыре подъезда. Снова сложу подъезды и вырежу крыши - вот так - срезаю уголок с одной стороны, а потом с другой. Разверну - получился дом с фигурной крышей. Теперь нужно смастерить окна. Беру узкую полоску бумаги жёлтого цвета. Складываю пополам и ещё раз пополам, разглаживаю сгиб. Разворачиваю и разрезаю точно по сгибам, чтобы окошки получились одинаковыми. Выкладываю окошки на дом. Видите, окошек не хватает. Беру ещё одну полоску бумаги, другого цвета (например, синего, розового) и делаю точно такие же окошки. Выкладываю окошки, чередуя их по цвету или просто так, будто в одних окошках горит свет, а в других нет (или шторы розового, голубого, зелёного цвета) и приклеиваю. Так нужно продолжать, пока в каждой комнатке моего домика - на каждом этаже, в каждом подъезде - не будет по одному окошку. Я продолжу вырезать окошки, когда вы начнёте делать свои домики.

    Воспитатель приглашает одного ребёнка показать детям способ изготовления домика, уточняет и комментирует его действия, чтобы дети закрепили представление и ещё раз повторили последовательность.

    Дети самостоятельно выбирают цвет бумаги для своего домика и для окошек. Начинают вырезать.

    Дети переносят готовые домики на общую панораму. Воспитатель помогает их разместить и объясняет, что сначала надо приклеить домики на линии горизонта, а потом следующие ряды.

    Воспитатель: Ребятки, а теперь посмотрите на дорогу. Почему она состоит из двух частей и посередине разделена белой полосой.

    Дети: Потому что по дороге едут машины в разные стороны и что бы они ни столкнулись, дорогу разделяют пополам белой полосой.

    Воспитатель :Ребята посмотрите, у меня есть несколько игрушечных машин. Что у них общего и чем машины отличаются между собой? Ответы детей сопровождает обрисовывающими жестами руки возле игрушечных машин (корпус, колёса, окна, фары).

    Воспитатель: Ребята посмотрите, у некоторых машин, симметричное строение: автобус, троллейбус, трамвай. Давайте обрисуем силуэты машин пальчиком и подумаем, как их лучше вырезать. Выслушивает предложения детей. Поправляет, если необходимо.

    Воспитатель: Я беру прямоугольник бумаги, складываю его по длине пополам, разглаживаю сгиб. Потом рисую половинку машинки - провожу дугу от одного уголка к другому, держа за сгиб, вырезаю, раскрываю - и вижу... автобус! Легковую машину вырезать немножко труднее: я рисую линию от верхней точки сгиба, будто рисую грибок или радугу, а потом поворачиваю ножницы и делаю срез в сторону до края бумаги, - вот так. Только наши машины пока без колёс. Колёса и все остальные детали машины (окна, дверцы, фары) можно дорисовать или вырезать из цветной бумаги, как вам захочется. Машины могут иметь разную форму. Посмотрите на эти модели. (Воспитатель закрывает бумагой половинки всех машин, чтобы дети могли нарисовать контур на бумаге, сложенной вдвое.)

    Дети вырезают машины, воспитатель помогает, просит показать нарисованный контур. Ещё раз уточняет, что линию нужно вести от верхней точки сгиба, иначе машина распадётся на две части. Если это происходит, воспитатель советует ребёнку склеить машинку из двух частей и попробовать вырезать ещё раз.

    По окончании работы дети размещают все вырезанные машинки на дороге панорамы «Наш город» и только после этого приклеивают.

    Воспитатель: А теперь все вместе посмотрим на панораму нашего города. Ребята вам понравился наш город? Вы сегодня молодцы.

    Задание 8 . Результаты диагностики изобразительных умений в подготовительной к школе группе.

    Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников проводится в детском саду, как правило, два раза в год: в начале и в конце учебного года. Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми.

    В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. 

     В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему "Сказка о лесном художнике. И.И.Шишкин".

    Презентация состоит из четырнадцати слайдов. На слайдах можно увидеть картины И.И.Шишкина, а также описания к этим картинам. Презентация создана на основе книги "Сказка о лесном художнике. Шишкин"....

    Коспект занятия "Знакомство с творчеством художника И.И.Шишкина"

    Развивать у детей интерес к живописи И.И.Шишкина. Учить их воспринимать содержание пейзажей, поимать красоту природы, которую изобразил художник....

    Консультация :"Знакомство с художниками и их творчеством"

    Биография и творческий путь знаменитых художников...

    Знакомство с картиной И.И. Шишкина "Зима"

    Великий русский пейзажист Иван Шишкин  написал  картину-пейзаж. И называется картина "Зима". Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один ...

    В мастерской художника И.И. Шишкина . Рисуем зимний пейзаж.

    Занятие по художественно-эстетическому развитию. Рисование зимнего пейзажа, вдохновляясь картинами великого русского пейзажиста И.И. Шишкина....