«В мире звуков» (звуковая культура речи).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Коваленко Лидия Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи  в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_mire_zvukov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи  в средней группе детского сада.

Подготовила

Коваленко Л.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3»

г.Бийск

Образовательные области. Речевое развитие в интеграции с образовательными областями: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Возрастная группа: средняя.

Тема занятия: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука [ж], поупражняться в произношении звука в словах и фразах.

Задачи:

  • Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; учить произносить звук утрированно.
  • Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.
  • Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

Материал к занятию: шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное озеро», корзина.

Раздаточный материал: предметные карточки на звук [ж], белые карточки.

Предварительная работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, разучивание инсценировки «поющий букет», артикуляционная гимнастика. Чтение рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова

Ход занятия:

Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети играют в игровом уголке, включаются в занятие добровольно, из интереса к происходящему.

(Весна)

Ответы детей

-Да

-Ребята, какое сейчас время года? Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко

-Солнышко утром вставало

Солнышко тучки считало

Посмотрело вверх,          

Посмотрело вниз            

Вправо, влево                  

Глазками посмотрело    

И закрыло глазки            

 Не хочется солнышку просыпаться

-Посмотрите какое солнышко к нам пожаловало!

Личико солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянемся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

- Солнышко ярко светит, погода замечательная, а хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть что там происходит?

тогда закрывайте все глаза и послушайте.

 

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Дети выполняют соответствующие движения глазами

Пока у детей глаза закрыты появляется солнышко (ребенок в роли солнышка).

Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Основная часть занятия

-Весело поют птички

Ответы детей

(с-с-с).

(з-з-з).

Лягушки:

Ква-ква!

Подходите к нам, лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам(улыбаются)

Губы «Хоботом» тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Змея

-Подражайте вы змее

С нею будьте наравне

Высунем языки спрячем

Только так, а не иначе

-Жука

Ответы детей

Ответы детей

Жук заснул в цветке, а девочка его сорвала

- Вот и оказались мы с вами на лесном озере с приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали?

А вот я услышала как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.

Как льется водичка? Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют?

-Я слышу квакают лягушки.

 

-Улыбнулись нам, подружки, большеглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками

 «Лягушки»

Растяните свои губки,

Мы увидим ваши зубки

Потянете-потянете

Нисколько не устаните

А теперь изобразим как лягушки ловят комариков

-Рот пошире открываем

В лягушат мы поиграем

А теперь закроем рот

Лягушонок наш жует.

-На высокой сосне, в лесной тишине,                                Добрый филин - у да у

Будем подражать ему.

- Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? ш-ш-ш

Давайте и мы пошипим, с начало громко. Потом тише.

     

- Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка?

-Проснулись майские жуки.

Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук.

-Спойте псеснку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)

-А сейчас мы превратимся с вами в жучков.

      День — жуки жужжат и летают

       Ночь — ложатся на спину и медленно шевелят руками и ногами.

-Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. -Сядьте на свои места за столы и посмотрите на картинки.

-Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете закройте эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет ж?

-А сейчас я вам прочитаю стихотворение Н. Головина

-«Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Полетел играть к ребятам

На цветок лиловый сел

Песню звонкую запел

Сока сладкого хлебнул

В колокольчике заснул

Да попал в букет к Маринке

и жужжит, жужжит в корзинке

А Маринка не поймет

Почему букет поет?

-Почему же пел букет?

А хотите послушать и посмотреть рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и попав к девочке испугался.

Открывается картина «Озеро», на проекторе.

Девочки 2-3 человека в масках лягушек произносят слова

Артикуляционное упражнение

Пальчиковая игра «Лягушата»

(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)

Филин: (мальчик)                  

Змея: (девочка)    

артикуляционное упражнение и изображаем змею ладошками

Показ артикуляции звука (ж)

п/и «Жучки» физкультминутка

Заключительная часть

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

-Жить можно

-Жить хорошо

- жук жужжал жуть, куда я попал

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Я буду рассказывать, а девочки показывать.

-А вы нам когда я попрошу помогайте.

Вокруг нашего озера выросло много цветов Летел жук по свои делам и жужал:

Жук:       - Жуть как пить хочется?

О чем жужал жук? Увидел он лиловый цветок «обрадовался»: «-Тут я найду чем жажду утолить»

     Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно». Что прожужал жук?

Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.» Попил он и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем запел жук?

Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и вдруг раздалось жужание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди живут». О чем жужал жук на этот раз?

Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад. Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду. Какие же звуки мы услышали на лесном озере? Вам понравилось у озера?

        

Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова

Воспитатель раскладывает цветы на ковре

Звучит фонограмма «Голоса птиц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...