Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» (старшая группа )
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Синякина Мария Викторовна

Программное содержание:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.                                 

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.    

3. Упражнять в подборе антонимов и синонимов.                                

4. Упражнять в определении места звука в слове.                                            

5.  Развивать связную речь, мышление, мелкую моторику;                             

6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_konspekt.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сал №6»

Конспект

занятия  по развитию речи

«Путешествие в сказочную страну»

(старшая группа №9)

Подготовила воспитатель:

        Синякина М.В

Программное содержание:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.                                

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.        

3. Упражнять в подборе антонимов и синонимов.                                

4. Упражнять в определении места звука в слове.                                        

5.  Развивать связную речь, мышление, мелкую моторику;                                

6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:                                                                                                - Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.                                                        -А что такое фантазия?                                                                        Д: Это когда человек что-то придумывает, воображает, мечтает.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила: первое правило говорят девочки, а второе мальчики.                                                        1. Каждый день всегда, везде,                                                                На занятиях в игре,                                                                                Девочки: Громко, четко, говорим,                                                                        Мальчики: Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ты ответить,      

Девочки:  не шуми,                                                                                  Мальчики:    Только руку подними.        

Воспитатель: молодцы, все правильно помните.                           

Отправляемся в страну Красивой речи.

(Включается сказочная музыка). Закройте  глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Психогимнастика)

2. Основная часть.                                                                                Воспитатель. Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? (Ворота). Но они закрыты. Наверно, на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают и выполняют пальчиковую гимнастику.                        «Замок»                                                                                        На дверях висит замок.        (быстрое соединение пальцев рук)                                        Кто его открыть бы смог?                                                                        Мы замочком повертели,        (Волнообразное движение)                                                Мы замочком покрутили,        (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)                Мы замочком постучали,   Постучали и открыли!

Воспитатель. Замок, мы открыли, молодцы! (Дети садятся на стульчики). Ребята, а здесь письмо! Давайте его прочитаем.                                                                        

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну : дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко исчезли.                 Помогите нам расколдовать нам нашу страну!                                        

Воспитатель. Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.                                        Тогда, отгадайте загадку:                                                                        Круглое и яркое                                                                                         Дарит нам тепло                                                                                        Встало УТРОМ рано                                                                                по небу пошло                                                                                        закатилось ВЕЧЕРОМ за леском                                                 

Угадайте, дети, говорю о чем?   (О СОЛНЦЕ). Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков. Злые волшебники и его заколдовали, а лучи  разбросали в разные стороны. Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания. И тогда солнышко засияет так ярко, что прогонит злых волшебников и расколдует все вокруг!

1. Задание.  «Назови ласково».                                                          Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, а он называет его ласково.        Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук, заяц, волк, лиса, кошка, воробей, паук, цветок, книга, листок, стул, ручка, нитка, стол.                                Закрепили лучик к солнышку

2. Задание  «Назови одним словом».  (показываю на экране телевизора)                         Электрические приборы, транспорт, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты,  кухонная посуда.

Например: утюг, фен, пылесос, стиральная машина, электрическая мясорубка, электрический чайник - это электрические приборы.

Закрепили лучик к солнышку

  1. Задание.   «Что лишнее?».

  ОБРУЧИ с цифрами. (коробка для цифр)        

Ребята, сейчас каждый из вас со стола возьмет цифру и подойдет к тому обручу, которому соответствует ваша цифра.

 Посмотрите все внимательно на картинки и скажите, что лишнее и почему (кроссовки, сандалии, туфли, колготки; лишние колготки, т.к кроссовки, сандалии, туфли – это обувь. А колготки – это одежда).)                                -

шляпа, куртка, кепка, шапка (лишняя куртка, т.к шляпа, кепка, шапка- это головные уборы, а куртка- верхняя одежда);                                                

яблоко, банан, лук, апельсин (лишний лук, т.к овощь, а яблоко, банан, апельсин- фрукты);

-огурец, перец болгарский, вишня, капуста (лишняя вишня- это ягода, а  огурец, перец болгарский, капуста- это овощи).

Закрепили луч   к солнышку

4. Задание    «Наоборот». я вам называю слово, а вы - его противоположное значение.         

Например, громко-тихо, высоко-низко.                                                        Примерные слова: большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый, радость, утро, сесть, храбрый, враг, правый, тяжело, взял, мокро, верхний, близко, назад,  далеко и т. д.  

 Закрепили лучик к солнышку

5. Задание. «Назови признаки»  Садятся  (на столе матрешка, сумка, ручка, ключ)        - В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:                                                                                - Матрешка из дерева…        деревянная матрешка                                                -Сумка из кожи…  кожаная сумка                                                                 - Если ручка сделана из пластмассы, то…    пластмассовая ручка                                 - Если игрушка из пластмассы, то…пластмассовая игрушка                                        - Если ключ из металла, от… металлический ключ  

Закрепили лучик к солнышку

6. Физ. минутка.

В понедельник я купался        (изображаем плавание)                                                

а во вторник - рисовал        (изображаем рисование)                                                

в среду долго умывался        (изображаем умывание)                                                

а в четверг футбол играл        (бег на месте)                                                        

в пятницу я прыгал, бегал,        (прыгаем)                                                                

а в субботу, воскресенье целый день я отдыхал                (хлопки в ладоши)

Ребята, мы поиграли, а теперь все садимся на свои места (за столы).        

7. Картина ВЕСНА! Дети, посмотрите на экран телевизора. Как вы думаете, какое время года здесь изображено? (весна)                                                                  А теперь вспомните и назовите какие признаки весны вы знаете? Но, свое предложение надо начать со слова ВЕСНОЙ…

Весной ярко светит солнышко.                                                                Весной птицы прилетают с теплых краев.                                                         Весной тает снег.

  Закрепили лучик к солнышку        

8. задание   «Звуки играют в прятки».  Сначала я назову звук, который будет играть с нами в прятки. К.  я вам называю слова, а вы слушаете внимательно. Если в слове встречается звук К, то вы хлопаете в ладоши и  определяете , где спрятался звук К: в начале, середине или конце слова.                                                                   

Клей- в начале слова                                                                                

Буква- в середине                                                                                        

Стол –                                                                                                 

Книга- в начале                                                                                         

кукла- в начале и в середине    

Закрепили лучик к солнышку

9. Продолжение закрепления                                                                        -Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (Лучистое, яркое, веселое, ясное)                                                                        - Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все вокруг.                                 - Дети, а вы не хотите в подарок  слепить для жителей сказочной страны цветочки и из них сделать красивую клумбу? (Дети охотно соглашаются)                                                 Сели все правильно, красиво. Спинки прямые. Перед вами пластилин. Выбираете любой понравившийся вам цвет и лепим с вами цветочки.                                                 Ребята, давайте с вами вспомним из каких частей состоит цветок (Стебель, соцветие, листочки).

Правильно, все приступаем к работе.                                                 Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Воспитатель подходит к детям поправлять спинку, помогает при необходимости).          

Ребята, давайте выберем у кого получилось лучше всех. (2 работы)                   

Чем понравились тебе эти работы?          (аккуратные)         

Ребята, посмотрите какие замечательные цветы у нас получились.                                  -Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!          Мы с вами отправляемся в нашу группу.                                                                 Ребята, вам понравилось путешествовать?   Что понравилось больше всего?                 Мне тоже с вами понравилось работать. Благодарю вас за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восточное окружное управление образования Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Москве" для детей старшей группы

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями своего города. Цель занятия -  воспитать у детей патриотические чувства, гордость и любовь к своему городу....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по развитию речи «Путешествие по лесным тропинкам» в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)

Задачи:- образовательные:Продолжать формировать умение свободно общаться с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую форму речи, продолжать обогащать активный словарь. Продолжать закреплять п...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по лесным тропинкам» в старшей группе

Задачи:- образовательные:Продолжать формировать умение свободно общаться с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую форму речи, продолжать обогащать активный словарь. Продолжать закреплять п...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по сказке "Колобок" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Формировать умение рассказывать об эпизодах сказки, используя глаголы, прилагательные. Учить детей правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложениях. Учить подбирать прила...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по развитию речи «Путешествие по лесным тропинкам» в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)

Дети средней группы отпрвляються в путешествие в лес, но прежде они должны отгадать загадку.Митируют звуки медведя, вьюги....