Конспект итогового занятия познания в логопедической группе по теме «Посуда».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Белугина Элина Геннадьевна

Задачи:

•Закреплять у детей обобщающее понятие "посуда".

•Продолжать учить детей определять целевое назначение посуды.

•Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонной, столовой, чайной.

•Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда.

•Закреплять умение детей образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

•Развивать психические процессы: мышление, воображение.

•Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.

•Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа:

•Беседа «Посуда в нашем доме».

•Чтение художественной литературы:

1)К. И Чуковский  «Федорино горе».

Оборудование:

•Посуда кухонная, чайная, столовая;

•Чайный и столовый сервиз;

•Карточки с изображением посуды.

•Карточки с изображением продуктов.

•Посуда из разного материала.

•Платок.

•Атрибуты к игре «Угадай, из какой сказки посуда?»: сундучок, кувшин, тарелка, три деревянные ложки, маленький самоварчик, глиняный горшочек.

Ход занятия

- Воспитатель: Отгадайте загадку: «Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь - разобьюсь».

- Дети: Посуда.

- Воспитатель: Молодцы, ребята! А почему посуда названа «рукотворной»?

- Дети: Потому что посуда сделана руками человека.

- Воспитатель: Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?

- Дети: Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.

- Воспитатель: Что значит «годится для еды»?

- Дети: Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.

- Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?

- Дети: Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

- Воспитатель: Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать.

Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек. Попутно задает вопросы:

- Воспитатель: Из какого материала сделана посуда? Если она из дерева, то, как про неё можно сказать. Какая она? (Деревянная.) И т. д.

- Воспитатель: Как вы думаете, почему такой разный звук?

- Дети: Потому что посуда сделана из разных материалов.

- Воспитатель: Так из каких же материалов делают посуду?

- Дети: Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

- Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску.

На доске выложить первый ряд карточек: кастрюля, чайник, кружка, чашка, утюг.

- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?

- Дети: Утюг– бытовой прибор, остальные предметы - посуда.

На доске выложить второй ряд карточек: сковорода, половник, стакан, дуршлаг, кастрюля.

- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?

- Дети: стакан сделан из стекла, а вся остальная посуда из металла.

На доске выложить третий ряд карточек: хлебница, масленка, сахарница, солонка, тарелка.

- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?

- Дети: Тарелка предназначена для еды, остальная посуда для хранения продуктов питания.

-Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки с продуктами, помогите мне их правильно разложить.

Дети располагают карточки с изображенными на них продуктами под соответствующим видом посуды, предназначенным для его хранения.

-Дети: Хлеб кладут в хлебницу, масло в маслёнку, сахар в сахарницу, соль в солонку.

- Воспитатель: Молодцы! А теперь закройте глаза.

Воспитатель надевает платок. Дети открывают глаза.

- Федора: Я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без неё худо. Угадали из какой сказки Корнея Ивановича Чуковского я к вам пришла?

- Дети: «Федорино горе».

- Федора: А почему посуда убежала от меня?

- Дети: Потому что Федора посуду не любила, била ее, не мыла ее.

- Федора: Так научите же меня, как с посудой нужно обращаться?

-Дети: Посуду надо любить и уважать. Её надо чистить, мыть, вытирать, на место убирать.

- Федора: Я все поняла! Ох, не буду я посуду обижать, буду-буду, я её и любить и уважать. Ребята, поможете мне посуду помыть? Тогда становитесь в кружок.

Физкультминутка «Мытье посуды»

Воспитатель-Федора говорит, а дети изображают.

Вы пойдите-ка, немытые, домой, Дети маршируют на месте,

Я водою вас умою ключевой. Дети имитируют процесс умывания лица,

Я почищу вас песочком, Дети трут кулаком о ладонь,

Окачу вас кипяточком, Поочередно поднимают руки,

Вытру вас полотенечком. Делают круговые движения руками,

И вы будете опять, Поднимают руки в стороны-вверх.

Словно солнышко, сиять.

- Федора: А теперь ко мне в избу заходите, на лавочку садитесь. Может быть, вы мне еще что-нибудь про посуду расскажете?

- Дети: Расскажем.

Дидактическая игра «Разложи посуду по полкам»

- Федора: Ребята, посуду то мы с вами помыли, а теперь нужно ее по полочкам разложить.

Воспитатель раздает детям карточки с посудой.

- Федора: Посмотрите внимательно на свою карточку и подумайте, к какому виду посуды относится предмет.

- Федора: Ребята, подойдите к наборному полотну те, у кого на карточке нарисована кухонная посуда и поставьте ее на верхнюю полку.

Дети выполняют задание.

- Федора: А теперь к наборному полотну подойдут дети, у которых на карточках нарисована столовая посуда и поставят ее на среднюю полку.

Дети выполняют задание.

- Федора: Подойдите те, у кого на карточках изображена чайная посуда и поместите ее на нижнюю полку.

Дети выполняют задание.

- Федора: Давайте проверим, все правильно? У меня остались карточки с посудой. Я не знаю ни ее названия, ни для чего она нужна. Поможете мне разобраться?

Поочередно показать детям карточки с изображенными предметными картинками: селедочница, дуршлаг, соусник, салатник, конфетница, супница. Попутно задавать вопросы:

- Федора: Как называется эта посуда? Для чего она нужна? К какому виду посуды относится? На какую полку мы ее поставим?

-Федора: Скажите, где и как используют посуду, которую вы поместили на первую полку?

- Дети: Ее используют для приготовления пищи на кухне.

-Федора: Повтори Ксюша, Артем, как можно сказать про посуду, которой на кухне пользуются, какая она?

- Дети: Кухонная.

-Федора: Скажите, как используют посуду, которую вы поместили на вторую полку?

- Дети: Из этой посуды едят.

-Федора: Ребята, давайте повторим, как называется посуда, из которой едят?

- Дети: Обеденная/столовая.

-Федора: Ай - да, молодцы! А вот как пользуются посудой, которую вы поместили на третью полку?

- Дети: Из нее пьют чай.

-Федора: Все-то вы знаете. Тогда скажите, как её можно назвать, какая это посуда?

-Дети: Чайная.

Дидактическая игра «Собери сервиз»

-Федора: Молодцы! Поможете мне еще в одном деле? Тогда давайте подойдем к столу. У меня здесь много посуды. Раньше она стояла в шкафу на двух разных полках, но, как вы знаете, в моем доме развелись лягушки и тараканы. Они-то и перепутали всю посуду. Поможете мне ее разделить? На один стол поставьте одну посуду, на другой – другую.

Дети выполняют задание.

-Федора: Почему вы поставили на стол такую посуду? Для чего нужны все эти предметы?

-Дети: Потому что из нее едят / пьют чай, она изготовлена из одного материала, одного цвета, имеет один рисунок.

-Федора: Каким же умным словом можно назвать эти наборы посуды? Помогите мне вспомнить, я-то старая стала, все слова позабыла!

-Дети: Сервиз.

-Федора: Какой это сервиз, для чего он нужен?

-Дети: Это чайный сервиз, из него пьют чай.

-Федора: А про эту посуду как можно сказать? (показывает на столовый сервиз)

-Дети: Это столовый сервиз, из него едят.

Вот я смотрю, всё вы знаете, а не могли бы вы мне ещё помочь?

-Дети: Поможем.

Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки посуда?»

-Федора: Вот у меня сундучок, а в нём подарки от разных сказочных героев, но вот беда, я не помню, кто мне их подарил (достаёт их сундука кувшин и тарелку, три деревянные миски и ложки, маленький самоварчик, два глиняных горшочка.)

-Дети: Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль, миски и ложки - три медведя, самоварчик - Муха Цокотуха, горшочки - Красная Шапочка, девочка из сказки "Горшочек каши", Вини-Пух.

-Федора: Теперь я точно не забуду, кто и что мне подарил.

-Федора: Спасибо вам, ребята, за помощь.

-Федора: До свидания. До скорой встречи.

-Дети: До свидания.

Воспитатель снимает платок.

- Воспитатель: Вам понравилось наше приключение? А что понравилось больше всего? Занятие закончено, всем спасибо.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия познания в подготовительной группе по теме «Посуда».

Задачи:

•Закреплять у детей обобщающее понятие "посуда".

•Продолжать учить детей определять целевое назначение посуды.

•Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонной, столовой, чайной.

•Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда.

•Закреплять умение детей образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

•Развивать психические процессы: мышление, воображение.

•Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.

•Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа:

•Беседа «Посуда в нашем доме».

•Чтение художественной литературы:

1)К. И Чуковский  «Федорино горе».

Оборудование:

•Посуда кухонная, чайная, столовая;

•Чайный и столовый сервиз;

•Карточки с изображением посуды.

•Карточки с изображением продуктов.

•Посуда из разного материала.

•Платок.

•Атрибуты к игре «Угадай, из какой сказки посуда?»: сундучок, кувшин, тарелка, три деревянные ложки, маленький самоварчик, глиняный горшочек.

Ход занятия

- Воспитатель: Отгадайте загадку: «Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь - разобьюсь».

- Дети: Посуда.

- Воспитатель: Молодцы, ребята! А почему посуда названа «рукотворной»?

- Дети: Потому что посуда сделана руками человека.

- Воспитатель: Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?

- Дети: Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.

- Воспитатель: Что значит «годится для еды»?

- Дети: Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.

- Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?

- Дети: Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

- Воспитатель: Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать.

Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек. Попутно задает вопросы:

- Воспитатель: Из какого материала сделана посуда? Если она из дерева, то, как про неё можно сказать. Какая она? (Деревянная.) И т. д.

- Воспитатель: Как вы думаете, почему такой разный звук?

- Дети: Потому что посуда сделана из разных материалов.

- Воспитатель: Так из каких же материалов делают посуду?

- Дети: Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

- Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску.

На доске выложить первый ряд карточек: кастрюля, чайник, кружка, чашка, утюг.

- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?

- Дети: Утюг– бытовой прибор, остальные предметы - посуда.

На доске выложить второй ряд карточек: сковорода, половник, стакан, дуршлаг, кастрюля.

- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?

- Дети: стакан сделан из стекла, а вся остальная посуда из металла.

На доске выложить третий ряд карточек: хлебница, масленка, сахарница, солонка, тарелка.

- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?

- Дети: Тарелка предназначена для еды, остальная посуда для хранения продуктов питания.

-Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки с продуктами, помогите мне их правильно разложить.

Дети располагают карточки с изображенными на них продуктами под соответствующим видом посуды, предназначенным для его хранения.

-Дети: Хлеб кладут в хлебницу, масло в маслёнку, сахар в сахарницу, соль в солонку.

- Воспитатель: Молодцы! А теперь закройте глаза.

Воспитатель надевает платок. Дети открывают глаза.

- Федора: Я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без неё худо. Угадали из какой сказки Корнея Ивановича Чуковского я к вам пришла?

- Дети: «Федорино горе».

- Федора: А почему посуда убежала от меня?

- Дети: Потому что Федора посуду не любила, била ее, не мыла ее.

- Федора: Так научите же меня, как с посудой нужно обращаться?

-Дети: Посуду надо любить и уважать. Её надо чистить, мыть, вытирать, на место убирать.

- Федора: Я все поняла! Ох, не буду я посуду обижать, буду-буду, я её и любить и уважать. Ребята, поможете мне посуду помыть? Тогда становитесь в кружок.

Физкультминутка «Мытье посуды»

Воспитатель-Федора говорит, а дети изображают.

Вы пойдите-ка, немытые, домой, Дети маршируют на месте,

Я водою вас умою ключевой. Дети имитируют процесс умывания лица,

Я почищу вас песочком, Дети трут кулаком о ладонь,

Окачу вас кипяточком, Поочередно поднимают руки,

Вытру вас полотенечком. Делают круговые движения руками,

И вы будете опять, Поднимают руки в стороны-вверх.

Словно солнышко, сиять.

- Федора: А теперь ко мне в избу заходите, на лавочку садитесь. Может быть, вы мне еще что-нибудь про посуду расскажете?

- Дети: Расскажем.

Дидактическая игра «Разложи посуду по полкам»

- Федора: Ребята, посуду то мы с вами помыли, а теперь нужно ее по полочкам разложить.

Воспитатель раздает детям карточки с посудой.

- Федора: Посмотрите внимательно на свою карточку и подумайте, к какому виду посуды относится предмет.

- Федора: Ребята, подойдите к наборному полотну те, у кого на карточке нарисована кухонная посуда и поставьте ее на верхнюю полку.

Дети выполняют задание.

- Федора: А теперь к наборному полотну подойдут дети, у которых на карточках нарисована столовая посуда и поставят ее на среднюю полку.

Дети выполняют задание.

- Федора: Подойдите те, у кого на карточках изображена чайная посуда и поместите ее на нижнюю полку.

Дети выполняют задание.

- Федора: Давайте проверим, все правильно? У меня остались карточки с посудой. Я не знаю ни ее названия, ни для чего она нужна. Поможете мне разобраться?

Поочередно показать детям карточки с изображенными предметными картинками: селедочница, дуршлаг, соусник, салатник, конфетница, супница. Попутно задавать вопросы:

- Федора: Как называется эта посуда? Для чего она нужна? К какому виду посуды относится? На какую полку мы ее поставим?

-Федора: Скажите, где и как используют посуду, которую вы поместили на первую полку?

- Дети: Ее используют для приготовления пищи на кухне.

-Федора: Повтори Ксюша, Артем, как можно сказать про посуду, которой на кухне пользуются, какая она?

- Дети: Кухонная.

-Федора: Скажите, как используют посуду, которую вы поместили на вторую полку?

- Дети: Из этой посуды едят.

-Федора: Ребята, давайте повторим, как называется посуда, из которой едят?

- Дети: Обеденная/столовая.

-Федора: Ай - да, молодцы! А вот как пользуются посудой, которую вы поместили на третью полку?

- Дети: Из нее пьют чай.

-Федора: Все-то вы знаете. Тогда скажите, как её можно назвать, какая это посуда?

-Дети: Чайная.

Дидактическая игра «Собери сервиз»

-Федора: Молодцы! Поможете мне еще в одном деле? Тогда давайте подойдем к столу. У меня здесь много посуды. Раньше она стояла в шкафу на двух разных полках, но, как вы знаете, в моем доме развелись лягушки и тараканы. Они-то и перепутали всю посуду. Поможете мне ее разделить? На один стол поставьте одну посуду, на другой – другую.

Дети выполняют задание.

-Федора: Почему вы поставили на стол такую посуду? Для чего нужны все эти предметы?

-Дети: Потому что из нее едят / пьют чай, она изготовлена из одного материала, одного цвета, имеет один рисунок.

-Федора: Каким же умным словом можно назвать эти наборы посуды? Помогите мне вспомнить, я-то старая стала, все слова позабыла!

-Дети: Сервиз.

-Федора: Какой это сервиз, для чего он нужен?

-Дети: Это чайный сервиз, из него пьют чай.

-Федора: А про эту посуду как можно сказать? (показывает на столовый сервиз)

-Дети: Это столовый сервиз, из него едят.

Вот я смотрю, всё вы знаете, а не могли бы вы мне ещё помочь?

-Дети: Поможем.

Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки посуда?»

-Федора: Вот у меня сундучок, а в нём подарки от разных сказочных героев, но вот беда, я не помню, кто мне их подарил (достаёт их сундука кувшин и тарелку, три деревянные миски и ложки, маленький самоварчик, два глиняных горшочка.)

-Дети: Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль, миски и ложки - три медведя, самоварчик - Муха Цокотуха, горшочки - Красная Шапочка, девочка из сказки "Горшочек каши", Вини-Пух.

-Федора: Теперь я точно не забуду, кто и что мне подарил.

-Федора: Спасибо вам, ребята, за помощь.

-Федора: До свидания. До скорой встречи.

-Дети: До свидания.

Воспитатель снимает платок.

- Воспитатель: Вам понравилось наше приключение? А что понравилось больше всего? Занятие закончено, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе по теме "Дикие животные осенью" с использованием театрализованной деятельности.

Уточнение знаний детей об особенностях осени как времени года, о жизни диких животных в этот период времени года. Развитие диологической и связной речи детей через умение самостоятельно составлять опи...

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему ОСЕНЬ

Цель: обобщение и закрепление знаний об осени. Актуализация словаря по теме (предметного, глагольного и словаря признаков). Развитие лексико-грамматических категорий: развитие навыков словоизменения, ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Посуда"

Цели:- активизация и расширение словаря по теме Посуда- учить и образовывать и использовать в речи относительные прилагательные- употребление существительных в родительном падеже- дифференциация ...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ на тему: «Путешествие в страну сказок»

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимо...

Конспект открытого итогового занятия в старшей логопедической группе "Роспись хохломской посуды"

Конспект открытого итогового занятия по декоративно-прикладному творчеству в старшей логопедической группе"Роспись хохломской посуды"...

План - конспект итогового занятия в средней логопедической группе по теме: «Осень»

Закрепить у детей знания полученные ранее. Обогащение и активизация словаря.  Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, образование существит...

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Посуда» по сказке К. Чуковского «Федорино горе»

Конспект открытого занятия в  подготовительной  логопедической группена тему:«Посуда» по сказке К. Чуковского «Федорино горе»...