Перезказ сказки "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формировать умение детей перескаживать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передать речь персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_skazka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить детей пересказывать.

Задачи образовательные.

     Продолжать формировать умения детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей. Упражнять в объяснение значения слов, давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно – ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы.

Задачи развивающие.

      Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

Задачи воспитательные.

       Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, самостоятельность.

Материал: текст сказки, таблица, наперсток.

Ход О.О.Д.

   Дети стоят в кругу. (организационная часть)

Воспитатель: крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, подарим свои улыбки нашим гостям.

Я знаю, что вы любите играть, предлагаю игру «Что это за сказка?»

Я буду называть слова, а вы должны догадаться, о какой сказки идет речь!

- Коза, козлятки, кузнец, волк (Волк и семеро козлят).

- Заяц, лиса, избушка ледяная, избушка лубяная  медведь, собачки, петушок

( Лиса и  заяц).

Курица, яйцо, дед, бабка, мышка.( Курочка Ряба).

Петух, кот, лиса. (Кот и петух).

Молодцы ребята!  А в сказке, которую вы услышите сегодня, живут – поживают бабушка – старушка, внучка – хахатушка, курочка – квахтушка и мышка – нарушка. Запомнили героев сказки?( дети садятся на стульчики).

1часть. Слушайте. Чтение сказки воспитателем.

Вопросы к детям.

Почему это произведение называется сказкой? ( Все сказки начинаются со слов жили – были, животные  могут разговаривать чего не бывает в жизни, только в сказке).

Как называется сказка?

Как вы поняли названия сказки – «У страха глаза велики?» Почему она так называется? (Когда человек пугается,  у него большие выпученные глаза, в тех случаях, когда люди от страха видят то, чего нет). 

. Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».

Давайте произнесем ее хором.

 О чем рассказывается в этой сказке? (В этой сказке рассказывается, как герои  испугались).

Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка, мышка? И почему так их называют. (бабушка – старушка, потому что старенькая внучка – хахатушка, потому что,  много хахочет,  курочка – квактушка, потому что квохчет, мышка – нарушка, потому что живет в норке). ( детей спрашивать по цепочки с места)

Куда герои сказки ходили каждый день? (За водой) 

 С чем они ходили за водой? (С ведрами)

Какие ведра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)

Откуда брали воду наши герои? (из колодца,  колоды,  лужицы,  следа поросячьего копытца) воспитатель поясняет, что колода - это старинное слово, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто. Оно и понятно, нет этого слова в нашей современной речи.

 Ребята,  как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)

Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)

-В этот день донесли водоносы воду?

-Кто им помешал? (Им помешал заяц)

-Где он сидел? ( он сидел под яблонькой, в огороде)

-Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

-Что произошло с водоносами, как в сказке описывается этот эпезот? (испугались, ведра побросали и домой побежали)

-Куда спряталась бабушка? (на лавку упала)    

-Куда спряталась внучка? (за бабушку спряталась)

-Куда взлетела курочка? (на печку)

-Куда спряталась мышка? (под печку)

-Кто со страху померещился бабушке? (медведище)    

-Кто привиделся внучке? (волк)

-Кто показался курочке? (лиса)

-Кто привиделся мышке? (котище)

-Что произошло с зайчиком?  (в лес прибежал, под кустик лег)      

 -Что он испытал? (он испытал страх)

-Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника за мной гнались и все с собаками.)

-Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят) Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Смешная и грустная.)

Правильно, ребята! Смешная это сказка, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам и жалко героев  и смешно  над ними. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу в лоб. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся. Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию. Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.

 Физкультминутка:

Покружитесь-покружитесь

В героев сказки превратитесь!

Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка (бегут, смеются)

А за ними бегом - курочка с ведром (кудахчет: ко-ко-ко)

Воды набрали и домой зашагали (спокойно идут назад)

Покружитесь-покружитесь

И в ребяток превратитесь. (садятся на стульчики)

2ч. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

Сейчас, я ещё раз прочитаю вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица).

 Потом вы будете её пересказывать.

 Пересказ детей, советую обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. ( для пересказа вызываю шестерых детей)

Предлагаю оценить друг друга.

Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему?

Чей пересказ был интересным?        

Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в  игру «Какой? Какая?»

 В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки?

( Трусливые, испуганные, пугливые, боязливые)

 Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу

( Смелые, храбрые, отважные, мужественны).

Какими ласковыми словами можно назвать медведя?

(Медведюшка, мишенька, мишутка.)

Как мы называем большого, сильного волка? (Волчище.)

А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка? (Волчишка, волчонок).

Как ласково назвать лису? (Лисонька, лисичка, лисичка-сестричка).

 В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота? (Котик, котенька, коток.)

Воспитатель: Ребята, ну вот мы с вами и справились со сложной задачей, на этом наше занятие закончилось. Давайте, с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите тот смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии. Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Тема:        Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».Самомассаж лица p1330260.jpg Большие ноги шли по дороге     (идут по д...

Конспект занятия по сказке «У страха глаза велики»

познакомить с новой сказкой «У страха глаза велики»;продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «Осень»;продолжать развивать у детей умственную активность, наблюдательность, умение ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект НОД по Развитию речи во второй младшей группе "Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Задачи:• Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.• Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.• Развивать внимание, память, воображение, отчетли...