Тема: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тихая Наталья Сергеевна

Тема:        Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Самомассаж лица

9617
p1330260.jpg

 Большие ноги шли по дороге     (идут по дорожке)    Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

 Маленькие ножки Бежали по дорожке

  Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

9618
p1330269.jpg

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

9619
p1330302.jpg

9620
p1330301.jpg

Воспитатель демонстрирует схему.

9621
p1330281.jpg

- Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к  дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя.

9622
p1330r.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:        Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цели:            Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без  

                пропусков и повторений,    выразительно передавая речь

                персонажей; объяснять значение слов; дать  представление о

                наперстке, колоде, подпечье.

                       Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на  

                необычное название     (это  пословица).  Понимать

                эмоционально-образное содержание произведения.

                       Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами

                  оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными).

                       Развивать зрительное и слуховое внимание — умение

                  рассматривать иллюстрации, узнавать   изображенных героев

                  сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь

                  взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

                       Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.        

Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов   физминутки.

Оборудование: зайчик-игрушка, ширма,  «яблоня», картинки-схемы с героями- заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток цветы, маски, плакат.

              Содержание организованной деятельности детей

1.Организация начала занятия.

«Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление)

                                           Я на коврике лежу,

                                          Прямо в потолок гляжу.

                                          Лежат ровно пяточки,

                                          Плечики, лопаточки.

                                          Спинка ровная, прямая.

                                          А могла бы быть кривая.

  - Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает.

1  (Звучит медленная, спокойная музыка. )

 Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.

- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.

Самомассаж лица

     Ручки растираем и  разогреваем,        

     И лицо теплом своим нежно умываем,

     Пальчики сгребают все плохие мысли.

     Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

     Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

     А потом руками трогаем мы щёчки.

2. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. (запись)

 - Что за странный звук?

 - Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

 

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята,  зайчик  только что мне сказал, что  он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.

3. 3.Речевая разминка.( на фоне музыки «В гостях у сказки»)

- А чтобы попасть в сказку, надо взяться  за руки и чётко повторять  за мной волшебные слова:

         «Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,         

           Ги-ги-ги – нам,  зайчонок,  помоги. (зайчонок первый )

- Отправляемся!                                  

                                             Большие ноги шли по дороге         (идут по дорожке)              

                                             Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

                                             Маленькие ножки

                                             Бежали по дорожке

                                             Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

(дети садятся на стульчики) 

4. Первичное знакомство со сказкой. Просмотр сказки.

 -Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».                      Раз, два, три, четыре, пять –        

                                                                                    Можно сказку начинать»

4.  (Прослушивание грамзаписи  с  видео)

5. Беседа по содержанию.

- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

- Как вы понимаете название сказки? ( Когда человек пугается, у него на лице появляются  большие выпученные глаза).

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

- Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)

-Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)

- Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.(закрываем маской лицо)

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

-  Ребята, а название этой сказки ещё является  и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

-А теперь давайте разберемся, кто и чего  в этой сказке испугался.

- Вспомните, как начинается сказка.

-  Жили-были…

-  Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь  мы вспомним, кто главные герои сказки.

  - Как называли бабушку? - Старушка.    

  - Как называли внучку? - Хохотушка.    

  - Как называли курочку? - Клохтушка.  

  - Как называли мышку? – Норушка        

Воспитатель демонстрирует детям первую схему.

- А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники.

- Посмотрите, большой кружок – это бабушка…

-  Куда герои ходили каждый день?   (За водой)

-  С чем они ходили за водой?     ( С ведрами)

-  Какие ведра были у бабушки, внучки,  курочки, мышки?…  (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)  показывают дети.

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом  зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)

Воспитатель демонстрирует вторую схему.

- Откуда брала  воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

-  Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

- Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)

-  В этот день водоносы донесли воду? ( Нет)

- Кто им помешал? (Зайка)

-  Где он сидел? (Под яблоней)

-  Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

-Давайте покажем.- А под яблонькой зайка сидел.(ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!(по лбу хлопают))

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

- Что произошло с водоносами?  ( Они побросали ведра и убежали домой)

- Куда спряталась бабушка? (на лавку)

- Куда спряталась внучка? (за бабушку)

-  Куда взлетела курочка? (на печку)

- Куда спряталась мышка? (под печку)

Воспитатель демонстрирует очередную схему.

-  Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.

 -  Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)

-   Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)

Воспитатель демонстрирует схему.

-  Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

-  Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

-  Какова концовка сказки? ( У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором.

6.  Физминутка.

-Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев. 

             Покружитесь, покружитесь                                                                                      
            в героев сказки  превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла        

И по воду пошла .   (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.  (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром.   (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали».   (спокойно идут)

(Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)

-Давайте опять превратимся в ребяток.

                    Покружитесь, покружитесь
                   И в ребяток превратитесь!

5. 7. Повторное прослушивание сказки и пересказ по схемам.

-  Послушайте сказку еще раз, а затем предлагаю вам пересказать ее по схемам.

(на ковре)

 8.  Подведение итогов.

– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?

-  Чему вас научила эта сказка?

-  Если чего-то испугался, нужно подумать , а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.

- Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к  дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя.

(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)

 Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.

                                        Вот пенёк.
                                   А что внутри?
                                   Если хочешь,
                                   Посмотри! –            (
дети открывают и заглядывают)
                                                Посмотрели детишки
                                               А в пенёчке - игрушки!

-Ребята, зайчик хочет подарить вам фигурки с изображением персонажей сказки. Они надеваются на пальчики.( показ)

6.  (запись «В гостях у сказки»)

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

                              «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»        

                                    (дети идут в группу).

                 

                      Рассказывание русской

                        народной сказки

           «У страха глаза велики»

                 

              Воспитатель старшей группы: Н.С. Тихая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект НОД по Развитию речи во второй младшей группе "Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Задачи:• Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.• Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.• Развивать внимание, память, воображение, отчетли...

Конспект занятия по развитию связной речи Пересказ русской народной сказки У страха глаза велики

Развитие связной монологической речи. Учить детей объяснять значение сслов, упражнять  в образовании существительных с уменьшительно-лоскательными суффиксами...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики», учить следить за развитием действия, сопереживать героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать внимание, память, ...