Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР. «Весёлые портняжки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Рылова Елена Георгиевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР " Весёлые портняжки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР.

«Весёлые портняжки»

Выполнила: Рылова Е.Г.

Программное содержание

Цель: Активизировать словарь детей по теме "Одежда", развить связную речь. Подготовить руку к письму.

Коррекционно-образовательные задачи : создать условия для обогащения и активизации словаря признаков (практическое употребление прилагательных, обозначающих основные цвета), совершенствования грамматического строя речи (учить согласовывать местоимения мой, моя, мое, мои с существительными, учить согласовывать существительные с прилагательными в единственном числе, учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов -очк-, ечк ).

 Коррекционно-развивающие задачи : создать условия для развития зрительного восприятия, развивать внимание, развития мелкой моторики, развития слухового восприятия, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

 Коррекционно-воспитательные задачи :  создать условия для  воспитания интереса к занятию, располагать ребенка к активному сотрудничеству с педагогом.

 

Материал: картинки с изображениями предметов одежды, картинки с изображениями частей одежды, разрезные картинки, картинки обведи по контуру  на тему « одежда».

Ход занятия:

Организационный момент.

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). 

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала. 
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать, 
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). 

Погладила (отшлёпала) всех 
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать. 
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Отгадайте  загадку:

Пять мальчиков. Пять чуланчиков.

Каждый мальчик – в свой чуланчик.

- Перчатки!

Педагог : -Повторяйте  за мной:

Я перчатку надеваю (имитация действий),

Я в нее не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки (сжимаем и разжимаем кулачки).

Начинаем вслух считать:

Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы, начиная с большого).

Основная часть

Педагог:

- Собери картинки.

Используются разрезные картинки – предметы одежды.

После того, как ребенок собрал, логопед просит:

- Перечисли предметы, которые у тебя получились на картинках.

Ребенок:

- Свитер, майка, халат, пальто, платье.

Логопед:

- Как можно назвать эти предметы одним словом?

Ребенок:

- Одежда.

 

2. Игра «Портной».

Сейчас вы превратишься в человека, который шьет одежду – в портного! Видишь, это куртка (вырезная картинка). Как ты думаешь, каких частей ей не хватает? Выбери, какие части ей нужно пришить. Назови их.

Ребенок называет и одновременно «пришивает» части к куртке (используется двусторонний скотч):

- Рукава, воротник, карманы, пояс, молния.

 

3.Педагог:

- Молодец, из тебя получится отличный портной! А сейчас выбери предметы одежды, которые на тебе надеты, и скажи, что они – твои. Например, мое платье.

Ребенок:

- Мой свитер, моя майка, мои носки, мои брюки.

4.Физминутка.  «Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).

5.Закрепление темы в игровых упражнениях

  Игра «Разная одежда».

Педагог:

- Я тебе буду показывать картинки, а ты скажешь, как называется этот предмет и какого он цвета. Например, синее пальто.

Ребенок:

- Зеленая майка, красный носок, коричневый пояс.

 

6. Игра «Большой - маленький».

Педагог :

- У меня есть парные картинки, на которых изображен один и тот же предмет. Налево я буду класть картинки с изображением большого предмета, а направо – картинки с изображением маленького предмета.

Я буду называть большие предметы, а ты – маленькие.

Например, кофта – кофточка.

Педагог :- Юбка. Майка. Рубашка. Куртка.

Ребенок:- Юбочка. Маечка. Рубашечка. Курточка.

Динамическая пауза:

Одежда

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

        Педагог:  Давайте  дошьем одежду. И подарим гномикам. (Обведи по контуру)

http://rastemonline.ru/_ph/3/994181979.jpg

Пальчиковая гимнастика

Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки,

Чики – носочки,
Пики – платочки,

Лики- штанишки,

Мики умница был,
Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших

Итог занятия.

Педагог :

- Вспомни, какие предметы одежды мы называли на занятии.

Дети отвечают

Педагог:

- Молодцы, вы очень хорошо занимались!

http://images.bootkidz.co.uk/princess-raincoat-outline.png

        

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития "Волшебное путешествие"

Программное содержание:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки на основе особенностей их произнесения и звучания, складывать звуки в слоги и слова
  • Упражнять в умении придумывать и решать арифметические задачи
  • Продолжать закреплять знания о числах второго десятка, выделять в них десятки и единицы
  • Упражнять в сравнении предметов по различным признакам
  • Закреплять знания детей об осенних явлениях природы
  • Закрепить умения ориентироваться на листе бумаги в клетку
  • Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать память, интонационную выразительность, творческое воображение
  • Развитие внимания, логического мышления
  • зрительного восприятия, связной речи, умения слушать.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Активизировать словарь детей по теме "Осень"
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение выполнять коллективные действия
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность
  • Воспитывать интерес к математике, грамоте, желание заниматься

- Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: набор букв; набор цифр и математических знаков; сюжетные картинки с арифметическими задачами; сюжетные картинки с изображением весны; 4 части карты; полотно для обозначения реки; 2 мостика (различные по длине и ширине); дерево; сундук со звёздочками ; указка;

Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка; размер клетки 0,5 х. 0,5.)

Ход занятия:

Педагог:

Я здороваюсь везде — дома и на улице,

Даже "Здравствуй!" говорю я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень! (дети выполняют движения по тексту)

(по стихотворению Т. Сикачевой)

- Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по волшебным островам. В пути нас ждут приключения и интересные задания. Мы покажем свои знания, умения и сообразительность. А в конце путешествия нас ждет приз! Ну что, отправляемся? Итак, чтобы попасть на остров, давайте превратимся в пилотов.

Будем мы сейчас пилоты,

Полетим на самолете,

Покружимся, погудим,

И на остров прилетим!

(дети под музыку выполняют движения)

Педагог: Вижу остров, приземляемся!

Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы попали на остров грамоты. Что вы изучаете на грамоте?

(Ответы детей)

Какие бывают звуки?

(Ответы детей)

Вы так хорошо разбираетесь в грамоте, значит вы мне поможете. У нас на острове случилось несчастье: перепутались все буквы (гласные и согласные) и я не могу их разобрать. Помогите мне, пожалуйста! Справа сложите все гласные, а слева — согласные.

(Дети выполняют задание)

Ребята, вы такие сообразительные! А вы можете составить слова из этих букв?

(Дети составляют слова).

Молодцы! Вы справились с заданием .

Педагог: Ребята! А на следующий остров мы поплывем на корабле.

Отважный кораблик плывет в океан.

Все вы матросы, а я капитан.

Мы дружно шагаем, все вместе плывем,

На остров волшебный мы попадем!

(Дети под музыку выполняют движения)

Вот мы и приплыли на новый остров.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы попали на остров математики. А что вы изучали на математике?

(Ответы детей)

Вы знаете, что такое задача?

(Ответы детей)

Задача №1.

«В игровом уголке было 3 машинки. Принесли ещё 2 машинки.

Сколько машинок стало?»

А теперь возьмите математические пеналы и выложите с помощью цифр решение данной задачи. (Дети выполняют задание. Один ребёнок выполняет решение на доске с использованием цифр)

Задача № 2.

«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

Задача № 3.

«Во дворе гулял павлин,

Подошёл ещё один,

2 павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами!» (4)

- Вы запомнили ответ последней задачи?

Ответы детей.

Молодцы, вы справились с заданиями .отправляемся дальше.

Педагог: А чтобы попасть на следующий остров, нужно превратиться в волшебных героев.

В волшебных героев мы превратимся

И на острове вдруг очутимся!

(Дети под музыку двигаются под музыку)

Мы попали на волшебный остров.

Педагог:

Ребята, я рада приветствовать вас на волшебном острове. Остров этот необычный – сегодня он у нас волшебный. Здесь нас ждет волшебный герой Буратино. Он предлагает с ним подвигаться и отдохнуть.

ФИЗ. МИНУТКА «БУРАТИНО»

«Буратино потянулся, — встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться

в исходное положение;

Вот нагнулся, разогнулся, — руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон

вперёд. Выпрямиться;

Руки в стороны развёл, — развести руки в стороны;

Ключик видно не нашёл, — повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо;

Чтобы ключик нам достать — опустить руки вниз;

Надо на носочки встать — встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть

руки перед собой;

И руками помахать». — помахать руками.

А теперь мы должны помочь Буратино нарисовать золотой ключик.

Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка.

Здесь есть план. Давайте не будем терять время.

Подвиньте листок в клетку, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

6 клеток – вправо

2 клетки – вверх

4 клетки – вправо

5 клеток – вниз

4 клетки – влево

2 клетки – вверх

4 клетки – влево

1 клетка – вниз

1 клетка – влево

1 клетка – вниз

1 клетка – влево

3 клетки – вверх

Что получилось?

Ответ детей.

Педагог: Как вы замечательно отдохнули и помогли Буратино! Отправляемся на последний остров. Теперь мы превращаемся в птичек.

Мы как птички полетим и легко порхаем,

Новый остров посетим. Что нас ждет — не знаем!

(Дети под музыку порхают как птички)

Ребята! Мы прилетели на остров природы! Если мы правильно выполним все задания, то получим сокровище.

Рассмотрите картину . И скажите : Какое время года изображено? Как вы догадались?»

(Ответы детей)

Назовите весенние  месяцы. Вспомните признаки весны.

(Ответы детей)

 Чтобы дойти по сундука , нужно пройти по мостику. Перед нами два моста. Они одинаковые или разные?

(Ответы детей: отличаются по ширине и длине).

По какому мостику нам будет удобней пройти?

(Ответы детей).

Давайте все пройдем по широкому мостику. А вот и наше сундук. Ребята, а что там? (Сюрприз). Это вам награда за ваши знания. Вам понравилось наше путешествие? Мне тоже понравилось! Наши приключения закончились и путешествие подошло к концу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема «Осень»

Цель:    Закреплять и систематизировать знания об осени (Познание, Коммуникация,  Художественное творчество, Социализация)Задачи:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

Исходя из опыты работы я использую тематический принцип организации учебного материала. Дети учатся применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, и различных видах деятельности в теч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Незнайка в гостях у ребят"

Цель:  Продолжать учить отгадывать загадки, развивать навык звукобуквенного анализа, учить называть слова с заданным звуком, закрепить знания о согласных и гласных звуках, развивать умение подбир...