проект "Логопедические сказки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие речи детей старшей и подготовительной логопедической группы, через использование логопедических сказок и сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
долгосрочный проект | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 97 комбинированного вида
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»
для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР
старшего дошкольного возраста (5-7) лет,
долгосрочный на 5 лет
Автор проекта:
учитель-логопед высшей категории
Шахова Светлана Владимировна
г. Владикавказ
2018 г.
1.Введение
«Сказка – это зернышко,
из которого прорастёт
эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений»
В.А. Сухомлинский
Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.
Реализуя приоритетные направления федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, нам, как представителям молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Инновационные технологии, применяемые нами в логопедической практике, а именно сказкотерапия, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО, служат эффективным дополнением формирования звуковой культуры речи дошкольников и являются актуальными на сегодняшний день.
Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. В настоящее время в дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Одним из важнейших качеств является звукопроизношение. Известно, что работа над звукопроизношением для дошколят — это тяжелый труд.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Проект «Логопедические сказки» стал одним из важнейших компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности в логогруппах. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
2. Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие речи детей старшей и подготовительной логопедической группы, через использование логопедических сказок и сказкотерапии.
Задачи:
- Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через сказку.
- Развивать связную речь детей.
- Совершенствовать: лексико – грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере звукопроизношения, восприятия и выразительности.
- Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
- Развивать речевые и творческие способности детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Методы реализации проекта
1.Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических, подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
2.Словесно-образный метод:
- чтение сказок с последующей драматизацией;
- консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- беседы;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала.
3.Практический метод:
- автоматизация звуков в самостоятельной речи;
- организация продуктивной деятельности: сочинение сказок, драматизация сказок;
- изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;
- оформление портфолио по сказкам и фотографиям детей.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
- Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;
- совершенствование звуковой стороны речи;
- успешное овладение грамотной и связной речью;
- овладение навыками выразительной, правильной речи;
- развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через сказку (театрализованную деятельность);
- усиление интереса к занятиям.
У родителей:
- Участие вместе с детьми в подготовке декораций и костюмов героев логопедических сказок;
- активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества;
- повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-развивающей работы;
- гордость за участие родителей в совместном проекте.
У педагогов:
- Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи.
- разработка методического и практического материала по проекту.
3. Теоретическое обоснование проекта
Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.
Но не так давно возникла сказкотерапия как самостоятельное направление в практической психологии, и сразу же приобрела огромную популярность. Попытки исследовать сказки, взглянуть на них под непривычным углом, увидеть нечто скрытое, совершенно нереальное на первый взгляд, предпринимались учеными не один раз. Педагоги-психологи говорят, что сказки вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.
Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев – мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Поэтому учителю-логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации.
Сказка является хорошим помощником в этой работе. На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, Л.Б. Фесюкова, Л.И. Костина и др.).
Логосказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут использовать учителя-логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) .
- Артикуляционные.
- Фонетические.
- Сказки по обучению грамоте.
- Лексико-грамматические.
2. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
4. Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный - организационная работа.
II этап основной – действия по реализации проекта.
III этап заключительный – подведение итогов, анализ ожидаемого результата реализации проекта.
IV презентация проекта – Итоговое мероприятие, театрализация – сказки, составленной детьми с учителем-логопедом.
Подготовительный этап:
- Обследование речи детей дошкольного возраста.
- Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, которая обсуждается с детьми и родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, дополнение задач детьми. Дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, что способствует возникновению мотивации к творческой деятельности.
- Ознакомление с литературой по теме «Воспитание сказкой».
- Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
- Подготовка консультаций, мастер-классов для родителей и педагогов.
- Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка
необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
- Проведение занятий, бесед с детьми.
- Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
- Подготовка и проведение мастер-класса для родителей.
Пути реализации проекта:
- Оформление и пополнение портфолио сказками.
- Инсценировки, театральные постановки, игры – драматизации.
- Привлечение родителей к работе над проектом.
Заключительный этап
- Итоговое мероприятие, театрализация сказки, составленной детьми с учителем-логопедом.
- Подведение итогов конкурса, по итогам драматизации сказок. (Вручение дипломов).
- Презентация портфолио сказок.
5. Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения логопедических сказок, сказкотерапии в коррекционно-развивающем процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Проект позволяет сформировать у детей навыки публичного выступления, придает уверенность в своих силах, повышает личностный статус ребенка в группе. Способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Такая форма взаимодействия с родителями делает их активными участниками образовательного процесса (требования ФГОС ДО по взаимодействию организации с родителями) и приводит к положительному разрешению поставленных задач.
6. Результативность:
- Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
- Улучшилось звукопроизношение.
- Появился интерес к занятиям.
- Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».
Распространение опыта:
- презентация проекта на методическом объединении учителей-логопедов;
- расширение проекта, добавление новых сказок по различным звукам, новых форм работы;
- участие в муниципальном конкурсе инновационных проектов.
- размещение на электронном сайте: nsportal.ru; instagram ds97_vld
Продукт проекта: «Портфолио логопедических сказок»
Востребованность проекта: проект может быть использован в условиях детских садов, школ, логопунктов.
Возможные риски и компенсационные меры по их устранению:
1.Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:1. Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
2. Непостоянство состава детей в течение непрерывной образовательной деятельности.
3. Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам проекта.
7.Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию Проекта
Использование внебюджетных средств:
- личные средства.
Список используемой литературы:
1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
2. Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки / / Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 45-49.
3. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С. 2-10.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: 2000.5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
6. Программы коррекции тревожности методом игровой терапии Л.М. Костиной «Сказочная шкатулка», СПб, 2001 г.
7. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа). - М., 2000.
8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
9. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
10. Старосельцева С.В. Коррекция агрессивного поведения методом сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста // Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Калининского района, Челябинск, 2007.
11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень понравилось. Спасибо.
Очень понравилось. Спасибо.
спасибо.
спасибо.