Сценарий активизирующего общения "Загадки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Клочкова Ирина Николаевна

Данная разработка составлена с использованием элементов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_zagadok.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  способствовать развитию творческой речевой деятельности.

   Задачи: Закреплять умение составлять загадки с помощью элементов технологии ТРИЗ;

  • совершенствовать  диалогическую и монологическую речь детей;
  • развивать творческие способности в речевой деятельности;
  • быстроту и гибкость мышления;
  • вызвать радость от речевого творчества.

   

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

В.: Ребятки, как настроение? Сегодня я приглашаю вас отправится на прогулку в лес. Хотите?

А как мы до него доберемся?

Д.: На машине, на велосипеде, на самокате, пешком, на мотоцикле, в лодке…

В.: Сколько вариантов! Отправляемся в путь!

Дети имитируют движения.

В.: Вот мы и в лесу. Как называется тропинка в лесу?

Д.: Лесная.

В.: Как называется человек, который работает в лесу?

Д.: Лесник.

В.: Как называется сказочный человек, который живет в лесу?

Д.: Лесовичок.

2. Основная часть.

В.: Ой, я обо что-то укололась, но это не елка. Что же это может быть?

Д.: Ежик.

В.: Покажите мне ежика с помощью пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

   Ежик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой)

  И в клубок свернулся. (пальцы переплетены и согнуты)

  Солнце ежика согрело, (пальцы медленно разгибаются)

  Ежик развернулся! (пальцы переплетены и подняты вверх)


В.: Давайте придумаем загадку про ежа.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 

- Что делает ежик? 
- Пыхтит, собирает, семенит, колется, шуршит. 
- Шуршит как кто или что?  (варианты детей)
- Собирает как кто или что? (варианты детей)

- Семенит как кто или что?  (варианты детей)

Далее предлагается составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

В.: прочитаем, что у нас получилось.

Шуршит, как мышь.

Собирает, как пылесос.

Пыхтит, но не самовар.

В.: Что это за шорох в кустах? Чьи это уши показались?

Д.: Это заяц.

Физкультминутка.

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)

В.: Придумаем загадку и про зайца.

Воспитатель вывешивает табличку с изображением модели составления загадки 

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

Детьми даются образные характеристики. 
В.: Какой заяц по характеру?

Д.: пугливый, шустрый, ловкий, хвастливый, трусливый…

Далее предлагается составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

В.: прочитаем, что у нас получилось.

Пугливый, как птенец.

Хвастливый, как павлин.

Ловкий, но не белка.

3. Продуктивная деятельность (речевое творчество детей)

В.: Ребятки, а где мы еще можем встретить зайца и ежика.

Д.: На картинке, в телевизоре, в магазине игрушек, в книжке, в сказках…

В.: А сейчас, ребята, я  предлагаю вам повернуться к соседу,  вместе подумать и составить сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случится с зайцем и как ежик помог своему другу. сказка должна быть небольшой, интересной, законченной.

Рассказы детей

В.:  Ребята, какие интересные сказки у вас получились. Было бы здорово, если бы вы смогли их зарисовать. У нас будет свободное время, и мы обязательно этим займемся и послушаем сказки тех, кто сейчас рассказать не успел.

4. Рефлексия.

В.:  Ребята, какое интересное занятие у нас с вами получилось. Какие интересные сказки и загадки вы смогли составить. А вам  чем больше всего понравилось заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий активизирующего общения для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий активизирующего общения             для детей младшего дошкольного возраста    «Путешествие в страну сказок...

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре".

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре"....

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Сценарий активизирующего общения по образовательной области «Познание» «Веселая математика»

           Данная работа представляет собой  конспект организованной      учебной деятельности по теме «Математическое путешествие». ...

Сценарий активизирующего взаимодействия по трудовому воспитанию.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать дело и объединиться в бригады для выполнения хозяйственно-бытого труда на блага общего полезного дела, которое приносит огромную пользу для всех....