Конспект занятия в старшей логопедической группе " Как крабик дом искал"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Органмзация исследовательской деятельности развивает логическое мышление, обогащает словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Конспект занятия в старшей логопедической группе

                         «Как кораблик дом искал»

Цель: Активировать словарь детей по теме «Животный мир морей и океанов», совершенствовать  грамматический строй речи, упражнять в звуковом анализе, уточнять представления о свойствах воздуха и связи между формой предмета и его плавучестью, формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: ширма, оформленная изображениями водорослей, морских звёзд, камешков; шапочки-маски краба, ската, осетра, бычка; металлическая полоска, коробочка из металла; сюжетная картинка(иллюстрация) с изображением корабля в море; бутылка с письмом; картинки(иллюстрации) к играм; бумага для поделок в стиле оригами, заготовка для панно «Рыбье царство».

Предварительная работа. Чтение книг: С.Сладков «Морские сказки», «В мире дельфинов и осьминога»; Н.Сладков «Рыбы». Беседы с детьми о морских животных. Рассматривание предметных картинок с морскими обитателями. Лепка «Подводный мир».

                                                   Ход занятия:

Воспитатель. Назовите свои имена и скажите, сколько в них слогов. (Дети по очереди называют свои имена по слогам. «Меня зовут Са-ша. В моём имени два слога». И т.д.

Воспитатель (указывает на ширму.) Что вы видите? (Морские звёзды ,камешки, водоросли).Как вы думаете, почему всё это оказалось в групповой комнате? (Наверное мы отправимся в путешествие по морю.) Правильно. На чём можно путешествовать по морю? (На корабле, пароходе, лодке).Давайте поплывём на корабле. Чтобы путешествие было безопасным, предлагаю выяснить, почему же корабли не тонут в воде. Для этого проведём  опыты.

Рассмотрим металлическую полоску. Какая она? (Холодная, гладкая, серебристая.)

Опыт №1. В сосуд с водой поместим металлическую полоску. Что вы наблюдаете? (Полоска утонула)

Опыт №2. (Демонстрирует металлическую коробочку.) Рассмотрите коробочку. Из какого она материала?(Коробочка из металла.) Положим коробочку на поверхность воды. Что вы наблюдаете? (Коробочка не тонет.) Нам предстоит выяснить , почему плоска металла тонет, а коробочка из того материала не тонет. Посмотрите на них ещё раз внимательно и скажите, чем они отличаются. (Полоска плоская, а коробочка объёмная.) Назовите предметы, которые имеют объёмную форму.(Мяч, шарик.) Что находится внутри них? (Воздух.)Так почему же полоска утонула, а коробочка нет? (Предположения детей.) Делаем вывод: в коробочке есть воздух. Предметы, в которых , не тонут. Корпус корабля объёмный. Как вы думаете, почему корабли не тонут в воде? (Корпус заполнен воздухом , поэтому корабль не тонет.) Теперь можем отправляться в путешествие по морю.

Упражнение на релаксацию (под фонограмму «Морской бриз»).

Воспитатель. Закроем глаза, положим руки на колени и мысленно пообщаемся с морем, послушаем, как разговаривают волны, песок, ветер.

Воспитатель (демонстрирует бутылку с письмом).Посмотрите, из воды появилась бутылка, а в ней письмо.(Достаёт из бутылки письмо и читает)

«Сегодня состоится инсценировка морской сказки «Как кораблик дом искал».Приглашаются все.»

Инсценировка.

Воспитатель. Жил в море  маленький крабик. (Из-за ширмы выходик ребёнок в маске краба). Пока крабик был маленький- жил, где придётся, а подрос, стал себе дом искать. Вылез краб на мелководье, видит -  камень лежит, а камне- щель. Залез в щель, ёрзает, ёрзает, никак не устроится. Плывёт мимо бычок. (Из-за ширмы выходит ребёнок в маске- шапочке бычка)

Бычок. Я- бычок-старичок, голова с кулачок. Славный у тебя дом, краб! Будто для тебя построен.

Крабик .Много ты понимаешь! Плохой дом – тёмный, жёсткий, тесный.

Бычок. А тебе, какой нужен?

Крабик. Нужен светлый, просторный и мягкий.

Бычок. Глупый. Дом должен быть безопасным.

Крабик. Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто тебя не съел. (Бычок уплывает). Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко, и светло. Тут и буду жить. (Из-за ширмы выходит ребёнок в маске-шапочке осётра).

Осётр. Осетром меня зовут, ждёт меня добыча тут. Славная добыча – молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.

Краб. Надо ноги уносить. (Ребёнок  - краб убегает, ребёнок-осётр бежит за ним. Краб вновь появляется.) Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь - ка я здесь . ( Из-за ширмы  появляется ребёнок в маске-шапочке ската).

Скат. Не зря меня зовут морской лисицей,

           Никто не сможет от меня укрыться.

           Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.  (Краб убегает, скат за       ним. Краб появляется вновь. За ним – бычок).

Крабик .Не найти мне лучше дома, чем в камне. Вот, где хорошо! И жёстко! И тесно! И темно! Как будто для меря дом построили.

Бычок. Ну  что, прав я был?

Крабик. Прав, прав! Дом должен быть безопасным.

Бычок. То-то же , слушайся старших1

Воспитатель. Так закончилась эта сказка. Спасибо нашим актёрам. А сейчас разомнёмся.

Упражнение «Улитки» (Дети произносят слова за воспитателем и выполняют соответствующие движения)

Улитки ползут, свои домики везут,

Рогами шевелят, на рыбок глядят,

Рыбки плывут, плавничками гребут;

Влево, вправо, поворот, а теперь наоборот.

Беседа по сказке.

Ответьте на вопросы: какой домик искал крабик  сначала? А какой нашёл в конце сказки? Почему дом должен быть безопасным? ( После того, как дети ответят на вопросы, проводится игра «Кто лишний?» Воспитатель  выставляет на наборное полотно картинки(иллюстрации) с изображением ската, краба. Бычка, осётра.

Воспитатель. Назовите, кто лишний и почему?

Дети. Краб, т.к., это морское животное, а остальные – рыбы.

Воспитатель. Что вы знаете о рыбах? (Дети рассказывают о рыбах). Подберите к слову родственные слова. (Рыбка, рыбак, рыбный, рыбалка).

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла.

Воспитатель. Каких ещё обитателей моря можно встретить на дне моря? (Дети выбирают картинки (иллюстрации) и кратко рассказывают о морском петухе, осьминоге, морском коньке и т.д.)

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. (Звучит фонограмма «Морской бриз»).

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут,

Месяц по небу плывёт, наш корабль домой идёт.

Вы хотели бы в море встретить не простую рыбку, а волшебную? (Да, конечно). Я предлагаю превратиться в волшебников и сделать такую рыбку. (Дети изготавливают рыбок из бумаги (оригами)).

Воспитатель. Сможет ли рыбка жить без воды? (Нет) Давайте отпустим рыбок в море. (Дети приклеивают рыбок на панно «Рыбье царство»).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по ПДД

В конспект занятия "Путешествие по стране Светофории" включены- пальчиковая гимнастика, речь с движением, задания на развитие просодической стороны речи....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "В гости к лету"

Игра-путешествие по лексическим темам: "Домашние животные и птицы", "Цветы", рассуждение детей о своем городе Саратове...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Конспект занятия в старшей логопедической группе: "Лаборатория органов чувств"

Занятие в игровой форме, знакомит детей с органами чувств( глаза, уши, нос), воспитывает бережное отношение к ним....