Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы Тема: Рассматривание репродукции картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Панова Ольга Николаевна

Конспект совместной образовательной деятельности педагога

с детьми подготовительной группы

с использованием здоровье сберегающих технологий по рассматриванию репродукции картины

В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности педагога

с детьми подготовительной группы

с использованием здоровье сберегающих технологий

Тема: Рассматривание репродукции картины

В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Цель: Познакомить детей с картиной В.Н. Бакшеева «Голубая весна», показать детям картину пробуждающейся природы, радость весеннего дня, создаваемые словами, звуками, красками.

Задачи:

Обучающие задачи: 

- Учить детей употреблять синонимы, антонимы, сравнения, определения, употреблять существительные и прилагательные разных родов (ж.р.; ср.р; м.р.).

- Учить детей правильно излагать свои мысли.

- Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: голубизна, лазурный, нежно-голубой, березы, душистый, весенний, весенняя, нежные тона, безоблачный, золотой, теплый, насквозь, издалека (прилетели птицы), наперебой (поют птицы); наступила, пришла весна, шумят ручейки; ярко светит солнце, оно прогревает землю, потихоньку, досуха, тает снег, пар восходит, юный, гонимы, блещет, талая вода, сиреневые тени.

    Развивающие задачи: 

Развивать способность понимать и чувствовать прекрасное, настроение картины. Развивать художественный вкус и видеть художественные средства выразительности.

    Воспитательные задачи: 

Воспитывать интерес к картине, желание ее рассматривать.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы, стихов о весне.
  • Слушание песен, музыкальных композиций о весне.
  • Наблюдение на прогулке явлений характерных для ранней весны (несколько целевых прогулок).
  • Беседы с детьми о весне.
  • Рассматривание иллюстраций о весне.

Материал:

  1. Картина Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна»  (1930)
  2. Петр Ильич Чайковский «Времена года». Весна. Март.
  3. Аудиозапись «Звуки леса».
  4. Аудиозапись «Пение птиц»
  5. Антонио Вивальди «Времена года» Весна. Март.

Ход:

I часть.  Дыхательное упражнение «Весенние листочки» - настрой на занятие.

Текст произносит только воспитатель.

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф…

И качает так листок - ф-ф-ф… (Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф…

И качает так листок - ф-ф-ф… (Сила выдоха постепенно увеличивается).

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Дубовый – У-У-У,

И березовый - О-О-О (Пропевание гласных).

  • Ребята, послушайте стихотворение А.Толстого:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет…

Воспитатель:

  • Понравилось вам стихотворение? (Да).
  • О каком времени года это стихотворение? (О весне).
  • Как вы догадались, что это стихотворение о весне? (Снег тает).
  • А еще какие строки вам об этом говорят? (Все весны дыханием согрето; юный лес).
  • Как вы поняли эту строчку: "Юный лес, в зеленый дым одетый»?
  • Почему лес юный? (Потому что весна только наступила, листочки начали распускаться, лес как бы проснулся ото сна, потому что появляется первая травка, первые листочки, они еще маленькие, молоденькие, поэтому лес называется юным).
  • А как вы поняли выражение «лес, в зеленый дым одетый»? Что за дым и почему он зеленый? (На деревьях появляются первые листочки, они еще маленькие, их почти незаметно, поэтому получается, что когда мы смотрим на деревья, нам кажется, что деревья в зеленой дымке, дыме, а в зеленой, потому что листочки зеленые).

Динамическая пауза.

Раз – два – три – четыре – пять,

В лес отправимся гулять (обычная ходьба).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем (ходьба «змейкой»).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем? (наклоны вперед).

Нет, до ягод еще рано.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали (бег на носках).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем (ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Воспитатель показывает репродукцию картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна».

Дети рассматривают картину. 

II часть. Воспитатель:

  • Ребята, посмотрите внимательно на картину художника Василия Николаевича Бакшеева.
  • Какое время года изобразил художник? (Весну).
  • Какой период весны?
  • Как вы догадались, что это начало весны? (Снег уже растаял, первые листочки появились на деревьях, первая зеленая травка и т.д.)
  • Какие краски преобладают в картине? Какие краски использовал художник? (Голубые, нежные тона).
  • Правильно, в этой картине сочетаются нежные оттенки – голубые, иначе лазурные, что создает чувство свежести и чистоты проснувшейся ото сна природы.
  • Какое он передал настроение? (весеннее, радостное, жизнерадостное и т.д.)
  • Художник рассказал нам о хорошем весеннем дне, о хорошем настроении, много солнца.
  • Что можно сказать о небе? Какое небо весной? (Небо нежно-голубое, лазурное, безоблачное, прозрачное, чистое, яркое весной, ясное).
  • Что вы можете сказать о березах? Почему у них подняты вверх ветки?
  • Ветки у деревьев хрупкие, тянуться вверх к солнцу, березы радуются приходу весны.

Физкультминутка.

Наступило утро,

Солнышко проснулось, (поднять руки вверх и опустить через стороны, показать солнце)

И березки к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки).
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны
(наклоны в стороны).
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому
(руки вверх, помахать ими).

  • Давайте подумаем, какие слова можно образовать от слова «весна»? (весенний, веснянка, веснушки).
  • Про что можно сказать весенний? (Сад, день, дождь, ручеек, снежок).
  • Про что можно сказать весеннее? (Небо, облако, солнце, настроение).
  • Про что можно сказать весенняя? (Вода, река, проталинка, травка, и др.)
  • Какое солнце бывает весной? (Яркое, теплое, золотое, красное, лучистое, ласковое).

Динамическая пауза:

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на место сядем с тобой.

  • Что можно сказать о земле? (Нет снега, снег растаял, земля потихоньку подсыхает, скоро земля досуха высохнет и ее будут орошать весенние, летние дожди, земля покрывается 1-й травкой).
  • Какая травка бывает ранней весной? Как можно сказать о траве? (Появляется первая травка - нежная, мягкая, слабая, робкая, светло-зеленая, соченная).
  • Посмотрите, какие стволы деревьев на картине? (белые, чистые). 
  • Правильно, стволы белые, чистые, словно умытые весенним чистым воздухом. Белоствольная – так можно назвать березу.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой

Словно девочки – подростки

Белоствольные березки.

  • Ребята, для чего берёзе черные черточки?
  • Берёза через них дышит. Черные черточки на стволе называются чечевички.
  • Как изображен лес на картине? Какой он? (Лес прозрачный – не покрыт листвой, поэтому видно далеко).
  • Скоро появятся первые листочки, как вы думаете, какие они будут? (клейкие, душистые, маленькие, светло-зеленые).
  • Давайте внимательно посмотрим на картину и послушаем звуки этого леса. Что вы слышите? (Птицы прилетели издалека и поют наперебой, ветки шелестят, тихо поскрипывают стволы, где-то жужжат пчелы; шумят, журчат ручейки).
  • Вам нравится эта картина?

III часть. Воспитатель:

Мне  тоже нравится картина. Художник Василий Николаевич Бакшеев передал весеннее пробуждение природы нежными красками, даже чувствуется дыхание весны, свежий воздух. Дыхательное упражнение - дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Природа согрета теплыми лучами, воздух теплый и душистый. Дышится легко и свободно. Снега нет и земля уже почти сухая. Уже пробивается первая зеленая травка. Сквозь ветки берез пробивается голубизна небес. От берез падают сиреневые тени. Все согрето теплым, весенним солнцем, и где-то вдали поют птицы. (Звучит аудиозапись «Пение птиц»). Вся природа пробуждается ото сна.

  • Мне вспоминаются слова А.А. Блока: 

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Динамическая пауза «Березка»

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод),

И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).

Разойдемся в круг большой (расходятся),

И покружимся с тобой (кружатся).

Дует ветер на тебя (вдох-выдох),

И садятся птицы (приседают).

Светит солнышко весной (встают, поднимая руки вверх, разводят в стороны),

Как не восхититься...(Хлопают в ладоши).

  • А теперь, послушайте, как пишет о прелести русской природы Пушкин (Чтение стихотворения А.С. Пушкина идет под музыку П.И. Чайковского).

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» Весна. Март.

Заключительное слово

  • Сегодня мы познакомились с картиной художника Василия Николаевича Бакшеева.
  • Какое настроение вы испытываете, любуясь этой картиной?
  • Какие чувства испытываете?
  • Молодцы, вы сегодня постарались, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы. Образовательная область: художественно – эстетическая. Тема: «Лягушка и стрекоза» (живопись)

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы по рисованию. Тема "Лягушка и стрекоза". Создание образа лягушки и её среды обитания средствами живописи. Во...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области «Выпускной бал»

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы                  в образовате...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы по финансовой грамотности Тема: «Найди клад» с использованием игровой технологии

Форма совместной деятельности: совместная образовательная деятельностьФорма организации: групповаяТема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Найди клад»Интегрируемы...