Конспект Од по развитию речи в старшей группе по теме "Состаление рассказов по картине Ежи с использованием технологии ТРИЗ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бондарева Ольга Николаевна

Данный конспект разработан для детей старшей группы с использованием технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР Детский сад №99

Конспект  ОД по речевому развитию детей на тему:

«Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Ежи»

 (старшая  группа)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\depositphotos_19572899-stock-illustration-family-fun-hedgehogs.jpg

Составила:

воспитатель Бондарева О.Н

г. Чита, ноябрь 2017\

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе

Тема «Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Ежи»

Цель: 

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Задачи:

        Образовательные. Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-модели, упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; расширить представление детей о жизни диких животных (ежей). Продолжать знакомить с приемами складывания цветного квадрата. Формировать умение создавать заданные образы с помощью игры В.В. Воскобовича  «Игровой квадрат», с опорой на модель.

Развивающие. Развивать связную речь, мышление, память, упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном падеже) названий детенышей животных;

Воспитательные. Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, воспитывать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям.

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий о диких животных, беседы о диких животных, отгадывание загадок по данной теме.

Оборудование:

Демонстрационный: Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», автор П. С. Меньшикова); коробка; мягкая игрушка ежа; иллюстрация ежа; схемы – модели для рассказывания (внешний вид, чем питается, где живет,  детеныши, размер, окраска); тактильные карточки «Колючий ёж»; план - алгоритм  для составления рассказа по картине.

Раздаточный: Листы бумагиА4 на каждого ребенка, листы бумагиА5 на каждого ребенка,  игра «Квадрат Воскобовича» - двухцветный на каждого ребенка, карандаши цветные.

Ход ОД:

1. Организационный момент

В: Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, поиграем в игру «Да, нет»

Использование ТРИЗ - технологий:

(Дети по очереди задают вопросы)

- это дикое животное или домашнее?

- где живет?

- он большой или маленький?

- каким он цветом?

- что он любит кушать?

- он опасен? и т. д.

- это ежик?

В:  Да, это ежик. Давайте, проверим. Действительно. Как же он у нас оказался? Сейчас я у него узнаю(подношу к уху, слушаю) Он сказал, что его зовут  Пых, и он убежал из магазина игрушек, потому, что ему очень захотелось сходить в лес и посмотреть на живых ежиков. Но он заблудился. Ребята, можем мы ежика одного отпустить в лес? (маленьким очень опасно самим ходить в лес) Давайте пригласим его к нам в группу, ведь наши дети ему все – все про ежей смогут рассказать. Ведь правда? (да)

2. Составление описательных рассказов по схемам моделям

Дети подходят к доске, где находиться иллюстрация «Ёж»

В:  Давайте вспомним, как выглядит еж? На доске перед вами карточки - модели, они вам помогут составить предложение о еже (дети подходят к доске, берут в руки карточку, переворачивают и по очереди составляют предложения про ежа).

Воспитатель, выслушав предложения, размещает карточки на доске по порядку, дополняя ответы детей своим рассказом.

Примерный рассказ:

Это ежик. Он живет в лесу, значит ежик дикое животное. Все тело его покрыто иголками. У ежа четыре лапы, два глаза, маленькая с вытянутым носом мордочка, вся покрыта короткими серыми волосиками. Питается еж грибами, яблоками, дождевыми червями, лягушками. В лесу его подстерегает много опасности, поэтому постоянно надо быть. Зимой ежик спит, а с приходом весны просыпается и выращивает свое потомство.

В: Молодцы, ребята, что же у нас получилось? (рассказ) Совершенно верно, понравился вам рассказ о еже? (ответы детей)

3.Исследовательская деятельность

В: Давайте вместе проверим, действительно ли иголки защищают ежа. Вот посмотрите, перед вами карточки  с изображением ежей. Попробуйте потрогать иголки ежа. Вам приятно трогать. Почему? Попробуйте надавить сильнее. Что чувствуете?

Вот, ребята, тоже самое происходит и с ежами. Ежи колются, и их никто не может съесть, потому что – больно. Так для чего нужны иголки ежу? (чтоб его не съел волк и лиса) Верно, это средство защиты от врагов. Свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй - ка, съешь его! Скажите, а для чего еще, кроме защиты, ежу иголки? (Ежи на иголках переносят припасы: грибы, ягоды, плоды. А еще они на иголках носят листья, чтобы утеплить свою норку к зиме)

В: Верно, иголки помогают ему переносить что – либо на спине. Ведь лапки у него короткие, с помощью их он только передвигается. У ежа острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают.

А еще с помощью иголок еж и жилище свое обустраивает на зиму.

Чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом наесться впрок, накопить подкожный жир.

4.Физкультминутка: «Хитрый еж»

Вот свернулся еж в клубок             (садятся на корточки, обхватывают колени)

Может, ежик, ты продрог?                                    

Солнца луч ежа коснулся - (потягиваются)

Ежик сладко улыбнулся!

Хитрый ежик, хитрый еж, (руками показывают клубок)

На клубочек он похож.

Еж по тропке побежал, (бег по кругу на носочках)

Нам колючки показал  (пальцы то выпрямляют, то сжимаются)

А колючки тоже на ежа похожи ( сгибают)

5 Игра «Подзорная труба»

В: Пыху очень понравились ваши рассказы. Теперь он хочет узнать. Как живут ежи по одному или семьями? (Ежи живут семьей. Папа – еж, мама – ежиха и их детки –ежата)

В: Правильно, ребята. Я предлагаю вам отправиться на волшебную полянку, где живет семья ежей и самим в этом убедиться. Полянка находиться далеко в лесу, но нам с вами совсем не обязательно идти в лес.  У меня есть вот такая подзорная труба, с помощью неё можно оказаться  на лесной полянке. А вы возьмите эти листочки и тоже сделайте волшебную трубу. Давайте мы теперь эту полянку внимательно рассмотрим издалека, через «волшебную подзорную трубу». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите? Смотрим  так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не  называть тот объект, который   уже увидели и назвали

6.Рассматривание картины

В: Посмотрите и назовите, кого вы видите на полянке? (ежиха, а с ней и маленькие ежата) Какое время года изображено на полянке? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие нашли червяка и тянут его.) Какие насекомые изображены на картине?

7. Игра «Самый внимательный»

В: А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем убираем подзорную трубу (дети отворачиваются), а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на песочке? И т.д.

8.Составление рассказов по алгоритму

В: Один знакомый художник тоже побывал на лесной полянке и нарисовал картину. Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине, чтобы познакомить Пыха с ежиной семьей.

В:  Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину? (заслушивает ответы) Давайте составим рассказ по этой картине.

А) Начало рассказа

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к лесному ручью. Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат?»

Б) Рассказ о ежатах

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу, и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

Д: Два ежонка увидели червяка и захотели его съесть.

В: Да правильно, и хотя ежата маленькие, они не испугались червяка. Потому что ежата какие? (смелые, храбрые)

В: Что они делают с червяком?

Д: Они тянут его в разные стороны.

Д: Другой ежонок, увидел жука и свернулся в клубок.

В: Да, правильно, он свернулся в клубок, потому что..(испугался)

В: Этот ежонок какой? (пугливый, робкий, боязливый, несмелый)

Д: Четвертый ежонок наблюдает за другими ежатами.

В: Да правильно, он внимательно смотрит, чем заняты другие ежата, потому что он (любопытный, любознательный)

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежонок свернулся в клубок, потому что испугался жука. Два  ежика смелые и храбрые (вышел на охоту, поохотился) нашли червяка и тянут его в разные стороны, хотят  съесть. Третий ежик любопытный, ему интересно, кому достанется червяк.

В) Рассказ об ежихе

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Д: Ежиха хочет поймать улитку, чтобы дать деткам.

Д: Ежиха смотрит на ежат.

В: Почему она наблюдает за ежатами? (волнуется, заботится)

В: Можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.

ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда.

Д) Конец рассказа

В: Теперь нам осталось закончить наш рассказ. Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу. «Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

9 Физкультминутка

В: Ребята, назовите еще раз, кто изображен на картине? (Мама ежиха и ее дети ежата) Как вы думаете, где папа еж? (Папа еж пошел за едой для своей семьи)

В: Молодцы, а давайте все вместе покажем Пыху, как папа – еж заботится о своей семье:

Ёж спешил к себе домой,                             Шагать на месте.

Нёс запасы он с собой.    Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Через кочки он скакал,                               Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал.                               Бег на месте, руки согнуть.

Вдруг он сел и изменился,                         Присесть на корточки

В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени

А потом опять вскочил.                                 Подняться в рост

И к детишкам поспешил.                              Шагать на месте

10.Составление рассказа по алгоритму

 В: У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки..

Воспитатель вывешивает на доску алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

В:  Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная., охотиться…

Заслушивается ответ 1-2 человек.

Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»

11. Итог. Рефлексия

В: Вы, ребята, молодцы на все вопросы нашего Пыха ответили. Но почему же он тогда такой грустный? Сейчас я узнаю? Представляете, вы так красиво рассказали о жизни ежей в лесу, что Пыху еще сильнее захотелось идти жить в лес. Ребята, как вы думаете это можно Пыху делать? (Нет. У него нет колючек и он не сможет себя защитить от врагов. Он не может жить в лесу, потому что он к такой жизни не приспособлен)

В: Вот как ребята подробно тебе, Пых, все объяснили. Теперь ты не пойдешь в лес? Ну вот! Он теперь новую затею придумал. Он хочет, чтобы ежики пришли жить к нему в магазин. Как вы думаете, ребята, правильно будет забирать ежей из лесу в дом? Почему? (Ежики – дикие животные, они привыкли жить в лесу. А еще их нельзя брать из леса, ведь у них может там остаться семья по которой они будут скучать)

Создание образа ежа с помощью «Квадрата Воскобовича»

В: А чтобы наш Пых тоже не скучал давайте подарим ему на память картинку с ежиком.

(Дети по желанию выполняют предложенную работу. Картинки дарят игрушечному ежу. После чего он прощается и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»

Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по картине «Ежи». Воспитатель: МАДОУ ЦРР - д/с №14 Г. Кропоткин

Конспект ОД по развитию речи в старшей группеТема: «Составление рассказа по картине «Ежи».Воспитатель: МАДОУ ЦРР -  д/с №14Г. Кропоткин...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: рассказ по картине «Ежи в лесу"

Создать условия для  закрепления знаний  детей  о  ежах (внешний вид, образ жизни, питание,  повадки). Воспитывать  бережное   отношение к живому миру, природе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием  икт.Программное содержание:        Помочь ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Весна в лесу»

НОД направлена на обучение детей составлению рассказа по картине, закреплению умения отчётливо произносить слова в словосочетаниях и словообразованиях....