Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Составление рассказа по картине «Ежи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Алексеевна Масленникова

Задачи:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка, графические модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_ezhi_2.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Задачи:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка, графические модели.

Предварительная работа: чтение рассказов Г.Скребицкий «Пушок», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия.

- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок, У него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами.

- Как вы догадались, что это еж?

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -… (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

- Садитесь на стульчики.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)

- Кто изображен на картине?

- Как вы думаете, где они находятся?

- Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Значит, какая она мама?

- Посмотрите, что делает ежиха?

Проводится обобщение высказываний

- А что делают ежата?

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему этот ежонок спрятался?

- На что он стал похож?

- Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний

- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физкультминутка

-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой, нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал ,быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился, в шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил и к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

Подняться в рост.

Шагать на месте.

- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?

- Придумайте рассказ по этой картине.

Сначала расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие. – выставляется модель

Затем о том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах. – выставляется модель

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке. – выставляется модель

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа. Каждому рассказу воспитатель просит дать оценку, дополнить рассказ сверстника. Дает свою оценку детскому рассказу.

- Интересные рассказы рассказали дети. Теперь послушайте мой рассказ: «В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного: прячутся в траве великаны-мухоморы, в опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» – подумала мама-ежиха, а ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком - ждет, может ему тоже достанется кусочек. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь». Ежиха тоже не теряет время. Она заметила на дереве жирную улитку. Вытянула нос, принюхалась и тихонько подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке».

- Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным?

- Молодцы, хорошо поработали, теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.

- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

План-конспект организации и проведения занятия по  развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе   тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"...