конспект интегрированное занятие по заучиванию стихотворения по теме «Весна»старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект по речевому развитию дошкольников заучивание стихотворения по теме Весна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

города Москвы «Школа 2127»

Интегрированное занятие в старшей группе по заучиванию стихотворения по теме «Весна»

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Составила и провела 10.03.2015 г.

воспитатель старшей группы Ситникова О. С.

Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель: Осознанное восприятие и заучивание стихотворения на основе синтеза искусств.

Задачи: 

Образовательные:

Вызвать интерес у детей к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения.

Учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства.

Показать ладовую зависимость и выразительность интонации в передаче настроения в музыке.

Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, музыки, живописи.

Совершенствовать умение детей создавать сюжетные композиции по литературному тексту (Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»), самостоятельно выбирая выразительно-изобразительные средства.

Закреплять у детей умение читать стихотворение выразительно.

Развивающие:

Развивать умение детей выражать свое эмоциональное отношение к созданию сюжета о пробуждающейся природе в соответствии с содержанием стихотворения, соединяя в сюжете поэтические образы с реальными.

Развивать слуховое и творческое воображение.

Развивать восприятие, внимание, память и ассоциативное мышление.

Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Развивать тембровый слух, чувство ритма.

Развивать умение использовать разные приемы игры на музыкальных инструментах для передачи стихотворных образов.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к заучиванию стихотворных текстов.

Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа: наблюдения в природе за весенними изменениями: таяние снега, голубизна неба, первые проталины, появление ручейков, капель, изменение птичьих песен и поведения птиц. Рассматривание иллюстраций о весне. Знакомство со стихотворениями И. Токмаковой «Весна», Я.Колас «Песня о весне». Самостоятельная художественная деятельность детей по отражению в детских работах весенних изменений в природе.

Словарная работа: полуденный, проталина, работяга, зал живописи, зал музыки, творческая мастерская.

Материал к занятию: Картины - «Пробуждение весны» Жуковский, «Грачи прилетели» Саврасов, фотоальбом по стихотворению «Возвращаются певцы» Г. Ладонщикова, музыкальные инструменты – ксилофон, металлофон, маракас, колокольчик, коробочка, тонированные листы для творческих работ, фломастеры, восковые мелки, гелиевые ручки,

Ход:

Организационный момент:

Воспитатель и дети приходят в гости к Кисточке. Кисточка рассказывает детям, сколько красивого и прекрасного она увидела, посмотрев в окно.

Вопросы:

  • Что может быть прекрасным?
  • Что из прекрасного может быть весёлым и радостным? (весёлый день с друзьями, радостный день рождения)
  • Может быть светлым и добрым? (добрая песня мамы)
  • Через какие виды искусства мы можем познакомиться с прекрасным? (живопись, музыка, художественная литература)

Мини – итог: Прекрасное учит добру, отзывчивости, жалости, помогать всем добрыми делами и поступками. Нас окружает прекрасный мир.

Кисточка приглашает вас дети в музей искусства.

1 часть:

Первый зал – зал живописи. Обратите внимание на репродукцию картины знаменитого художника Жуковского.

  • Как выдумаете, какое время года изобразил художник? Да эта картина называется «Пробуждение весны», написал её художник Жуковский.
  • Рассмотрите внимательно, какие приметы весны старался изобразить художник, которые указывают на пробуждение (небо голубое, ярко голубое, лучи солнца, проталины).
  • Что такое проталина? От чего она появляется?
  • Вы правильно всё отметили. Именно первые проталины, яркие лучи солнца, говорят о пробуждении весны.

Обратите внимание на репродукцию картины художника Саврасова, который назвал ее «Грачи прилетели».

  • На этой картине, какое время года изображено?
  • Это начало весны или середина?
  • Как вы догадались?
  • Вы правильно заметили, ребята, что птицы прилетают в середине весны и сразу начинают вить гнёзда.
  • Что значит вить гнёзда? (строить)

Мини – итог: На картинах мы увидели, как художники изобразили весну, глядя на них смогли рассказать о признаках прекрасного времени года - весна.

Следующий зал – зал музыки.

Музыкальный руководитель: О весне может рассказать не только живопись, но и другие виды искусства. Какие? Я вас приглашаю в зал музыкального искусства.

  • Можно ли рассказать о весне при помощи музыки и танца?
  • Когда соединяются музыка и танец, это какой вид искусства? Я предлагаю послушать музыкальное произведение композитора Чайковского «Подснежник» и при помощи движений изобразить маленький, нежный, весенний цветок.

Пластический этюд «Подснежник»

Воспитатель: Ребята, вам удалось при помощи движений изобразить первый весенний цветок - подснежник.

  • А из каких источников можно ещё узнать о признаках весны? (в книге)
  • Как вы думаете, кроме живописи, танца, музыки какое искусство еще может рассказать о весне? (художественное слово)

2 часть

Кисточка для вас приготовила книгу с весенними стихотворениями.

  • Кто скажет, что такое стихотворение и кто их пишет? (небольшое поэтическое произведение, пишут поэты).

Присаживайтесь удобно на стульчики и послушайте (в сопровождении музыки)

Стихотворение

Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Воспитатель.  

  • Как сказано в стихотворении о пробуждении весны?
  • Почему именно на проталинке вырос подснежник?
  • Кого называют работягой и певцом? Почему?
  • Какие птицы в стихотворении строят гнездо и носят соломинки?
  • Предлагаю выучить стихотворение, а поможет нам в этом фотоальбом. Мой альбом рассыпался. Я думаю, вы мне поможете собрать, но для этого надо вспомнить стихотворение. Кто помнит первую строчку – найдите картинку к этой строке, и повтори ее…(так собирается весь альбом)

Чтение детьми по цепочке по строчке.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами попробуем озвучить это стихотворение с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите внимательно и скажите, при помощи каких инструментов мы можем изобразить:

  • восход солнца и ручей? (металлофон)
  • какой музыкальный инструмент поможет изобразить подснежник? (колокольчик)
  • как можно изобразить прилет скворцов? (маракасы)
  • какими музыкальными инструментами можно изобразить воробьев? (металлофон)
  • какие музыкальные инструменты помогут изобразить строительство гнезд? (ксилофон, коробочка)

«Возвращаются певцы» Г. Ладонщиков

От полуденных лучей           - металлофон стаккато

Побежал с горы ручей.           - металлофон глиссандо

И подснежник маленький     -  колокольчик        

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-        - маракас          

Работяги и певцы,                 -  окарина        

Воробьи у лужицы                   - металлофон стаккато

Шумной стайкой кружатся.     - металлофон тремоло  

И малиновка и дрозд                 - коробочка              

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики             - ксилофон глиссандо

Птицы по соломинке.

Наш оркестр будет озвучивать стихотворение на музыкальных инструментах, а остальные вместе с Л.В. рассказать его, выходите…

Мини итог: Наш оркестр прозвучал слаженно. Мы показали, как можно необычно изобразить весну. Уверена, эта музыка помогла запомнить стихотворение «Возвращаются певцы».

3часть: Кисточка приготовила для вас художественные материалы с помощью которых вы можете сами стать художниками. Предлагаю разделить наше стихотворение. У каждого ряда будет свой рисунок. Послушайте (дети прослушивают четверостишие и дорисовывают к нему недостающие предметы).

Презентуйте свои рисунки друзьям и гостям строчками из стихотворения.

Мини итог: Эти рисунки мы повесим   в раздевальной комнате, они помогут вам рассказать стихотворение родителям и гостям нашей группы.

Итог занятия:

Кисточка. Сегодня мы совершили экскурсию в музей искусства и поговорили о прекрасном времени года – весне. Больше наблюдайте за всем, что вас окружает. Заботьтесь о птицах, цветах весной. Берегите и охраняйте красоту окружающего мира. Мне было интересно с вами. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе на тему «Овощи.Заучивание потешки»

Познакомить с новым стихотворением об овощах; закрепить обобщающее понятие «овощи» и названия овощей (репа, свекла, морковь, помидор, огурец) ; развивать речь, образное мышление, мелкую моторику; прод...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Ягоды" (средняя группа)

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: Ягоды....

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развивать умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказ...

Конспект по ОО "Речевое развитие" Заучивание стихотворения Ф.Тютчева "Весна" старшая группа компенсирующей направленности (ТНР) с использованием ИКТ

Актуализировать знания детей о времени года Весна, создать условия для знакомства и заучивания стихотворения Ф.Тютчев  «Весна», передавая при рассказывании настроение стихотворе...