НОД "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Антонова Екатерина Фягимовна

Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкинавоздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть.

Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина способствует составлять целое высказывание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

1.Непрерывная образовательная деятельность. 

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

2.Возрастная группа: подготовительная.

3.Образовательная область «Речевое развитие».

4. Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, смешанная технология рисования восковые мелки + акварель, здоровьесберегающие технологии.

7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

8.Форма обучения на занятии: игра - путешествие.

9.Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные: 

- закрепить знания детей об А.С. Пушкине, произведениях А.С. Пушкина;

- продолжать учить выразительно рассказывать отрывки из сказок;

- формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме;

- вызывать желание детей слушать произведение.

Развивающие:

- развивать монологическую и диалогическую речь детей;

- развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ;

- развивать интерес к изобразительной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну;

 - воспитывать доброжелательное отношение и интерес детей к творчеству русского поэта А.С.Пушкина;

- воспитывать чувство уважения друг к другу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная,  двигательная,  музыкальная, познавательная, продуктивная.

Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»,  мольберт, аудиозаписи звуков природы, портрет А.С. Пушкина, блюдо с яблоком, ларец с сюрпризом, волшебная книга, волшебное зеркальце, конверт с заданием, волшебный мешочек, костюм Кота Ученого из Лукоморья, аудиозапись с голосом воспитателя.

Средства обучения для детей: иллюстрации и раскраски к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», мини – музей «По страницам произведений А.С. Пушкина», выставка рисунков «Сказки А.С. Пушкина», презентация «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», картины в виде пазлов, заготовки рисунков «Золотая рыбка», акварельные краски, кисточки, салфетки, губки для рисования.

Предшествующая работа: Беседы о жизни А.С. Пушкина, о разных видах сказок; чтение сказок А.С. Пушкина; заучивание отрывков из сказок А.С. Пушкина, создание выставки рисунков «Сказки А.С. Пушкина», создание мини – музея «По страницам произведений А.С. Пушкина», рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Предполагаемые результаты:

 - обогатился словарный запас и расширился кругозор;

- сформируются навыки диалогичной речи;

- возникнет желание познакомиться с другими произведениями А.С. Пушкина;

- закреплены знания об А.С. Пушкине и его сказках.

Ход НОД

(дети проходят в группу. Звучит аудиозапись с голосом)

Сегодня волшебство случится –

К нам в группу сказка постучится.

Дети разгадку найдут –

Любимые герои в гости придут.

(появляется Кот Ученый с портретом в руках)

Кот Ученый: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Д: Здравствуйте!

К: Я Кот Ученый из Лукоморья,  и я вам что- то принес (показывает портрет А.С. Пушкина)

К: Ребята, чей это портрет?

Д: Это портрет Александра Сергеевича  Пушкина.

К: А кто такой А. С. Пушкин?

Д: А.С.  Пушкин  - это русский поэт.

К: Правильно, А. С. Пушкин — русский поэт, и это он меня придумал и страну мою Лукоморье

К: Ребята, а вы знаете какое любимое время года у А.С. Пушкина?

Д: Любимое время года А.С. Пушкина – осень.

К: Правильно, а может быть вы назовете стихотворения об осени, которые написал А.С. Пушкин?

Д: «Унылая пора! Очей очарование…»,  «Уж небо осенью дышало…»

К: Правильно. А кто воспитывал маленького Сашу?

Д: Няня Арина Родионовна.

К: Верно, няня А. С. Пушкина была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Именно ее сказки очаровали будущего поэта, и благодаря этому за период своего творчества А. С. Пушкин сочил много сказок.

К: А вы хотите отправиться в путешествие по сказкам?(ответы детей). Во время путешествия на нашем пути будет встречаться много испытаний, и нам нужно будет с ними справиться.

К: А поможет вам вот это наливное яблочко.

 (Звучит музыкальная заставка. Дети подходят к  блюду с яблоком, рядом лежит зеркальце, мешочек, сундучок, волшебная книга, конверт с заданием)

К: Вы узнали предметы?

Д: Да, эти предметы встречались в сказках.

К: Как наливное яблочко нам поможет путешествовать по сказкам?

Д: В сказках катают яблочко по блюду и оно показывало все, о чем просят. Если мы будем катать яблоко по блюду, то все поймем.

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около конверта.)

К: А вот и первое испытание.

1. «Вопрос — ответ». (Конверт с вопросами.)

К: Я буду задавать вопросы а вы отгадайте, что же это за сказка А.С. Пушкина.

К: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Что это за сказка?

Д: Это «Сказка о рыбаке и рыбке»

К: Сколько раз старик закидывал невод в море?

Д: Три.

К: Что просила у золотой рыбки старуха?

Д: Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычьецой морской.

К: С чем осталась старуха в конце сказки?

Д: Старуха осталась с разбитым корытом.

К: Молодцы, ребята! А вот куда уплыла рыбка в конце сказки мы сейчас с вами узнаем. Помогут нам с вами восковые мелки и акварель. Вы нарисовали восковыми мелками золотую рыбку на альбомном листе, а теперь я предлагаю вам нанести губкой на рисунок акварель синего цвета. Наносим краску мы на весь листочек. Посмотрите, закрасилась наша рыбка? Так куда же уплыла наша рыбка?

Д: Рыбка уплыла на дно морское.

К: Первое испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебного мешочка.)

К: А вот и второе испытание.

2. Пересказ отрывка по иллюстрациям к сказке

Ребята, а тут в мешочке какие-то слова: хитрость, смекалка, ловкость. Героя, какой сказки А.С. Пушкина можно назвать хитрым, смышленым и ловким?

Д:  Это Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде».

К: Ребята, а давайте мы с вами по иллюстрациям расскажем небольшой отрывок  из этой сказки.

(дети по иллюстрациям  к сказке рассказывают отрывок из сказки)

К: Второе испытание преодолели! Отправимся дальше?

К: На пути нам встретилось море. С этим препятствием мы быстро справимся.

3. Физминутка.

- Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой)

И кораблик подгоняет. (дети показывают волны левой рукой)

Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони)

На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)

Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого. (дети встают)

Пушки с пристани палят - (дети хлопают)

Кораблю пристать велят (дети топают) 

К:  Ребята, а из какой сказки А.С. Пушкина этот отрывок?

Д:  Из «Сказки о царе Салтане»

К:Ну, что ж отправляемся дальше.

К: Нам поможет наливное яблочко.

 (Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебного зеркальца.)

К: А вот и четвертое испытание.

 4. «Из какой сказки иллюстрация?» (волшебное зеркальцо)

К: Ребята, а из какой сказки эта иллюстрация?

Д: Из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

К: Кто мне расскажет отрывок из этой сказки, который изображен на картине?

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее".-- "Постой,--

Отвечает ветер буйный,--

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста".

К: И четвертое испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебного сундучка с пазлами.)

К: Это пятое испытание.

5. Собери сюжет из сказки.

К: Ребята, пока я с вами путешествовал, мыши погрызли все мои картины. Что же мне теперь делать? Может вы мне поможете? (ответы детей)

(дети собирают картины )

К: Ребята, какая сказка А.С. Пушкина изображена на пазлах?

Д: «Сказка о золотом петушке»

К:  Ребята, посмотрите, наш ларец открылся. Это значит, что мы с вами преодолели все препятствия и наше путешествие заканчивается. Давайте с вами заглянем в наш волшебный ларец (дети находят раскраски с иллюстрациями из сказок А.С. Пушкина) Ребята, это мой вам подарок, можете эти раскраски раскрасить в группе или дома. Ребята, я смотрю вы уже рисовали иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, давайте мы с вами подойдем к нашей выставке и расскажем о них.

К: Мне с вами было очень приятно путешествовать, потому что вы показали себя настоящими любителями сказок Александра Сергеевича Пушкина.

- По страницам каких сказок А.С. Пушкина вы сегодня путешествовали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какой герой из сказок А.С. Пушкина у вас самый любимый?

- Вы сегодня узнали что – то новое? Если да, то что?

- Что еще вы хотите узнать об Александре Сергеевиче Пушкине и сказках.

Д:

- Познакомиться с его стихами.

- Узнать о его семье.

- Научиться сочинять сказки.

К: А каких сказочных героев вы бы еще хотели пригласить к себе в гости?

(ответы детей)

К:  Хорошо, я обязательно позову их к вам в гости. До свидания!

Используемая литература:

1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, М.-2015, стр. 25

2.Журнал «Старший воспитатель ДОУ» № 6, 2014, стр. 54

3.Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2016, стр.55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. Акция «Сказки А.С. Пушкина – детям»

Сказки А.С. Пушкина близки и дороги, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему любима не одним поколением....