НОД "Путешествие по волшебному лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Антонова Екатерина Фягимовна

Конспект НОД по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема: «Путешествие по волшебному лесу»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

Дата проведения:  март 2018г

1.Непосредственно образовательная деятельность. 

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

2.Возрастная группа: подготовительная.

3.Образовательная область «Речевое развитие».

4. Тема: «Путешествие по волшебному лесу».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие технологии.

7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

8.Форма обучения на занятии: игра - путешествие.

9.Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

- закрепить правильное произношение алфавита; 

- закрепить знания о предложении, упражнять в их составлении; 

- формировать умение делить слова на слоги;

- формировать умение отвечать на вопросы;

- формировать умения выполнять серию действий, запоминать словесные указания и регулировать свои действия в соответствии с ними.

Развивающие:

- развивать умение делать звуковой анализ слова, произносить слово медленно, интонационно выделяя звук;

- развивать диалогическую речь в ситуативном разговоре, умение делать выводы;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, потребность в двигательной активности;

 - доставлять радость и удовольствие от игр развивающей направленности;

- воспитывать чувство уважения друг к другу.

Виды детской деятельности: игровая (игровые ситуации, дидактические игры с правилами), коммуникативная (словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы), изобразительная (моделирование),  двигательная (игровое упражнение, двигательное упражнение, физминутка),  музыкальная (слушание и пение музыкальной физминутки), познавательная.

Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие по волшебному лесу», игрушка ежик с кубиками красного, зеленого и синего цвета, имитация реки с кочками, мяч, имитация камней с картинками животных, сундук с частями дома, магнитная доска, фишки красного, зеленого, синего цвета.

Средства обучения для детей: презентация «Путешествие по волшебному лесу», листочек с надписью, паровозик с тремя вагонами (иллюстрации), билеты на поезд, видео физминутка «Паровозик», карта «Путь к дому зайчика», картинки с животными, фишки красного, зеленого, синего цвета.

Предшествующая работа: разучивание физминуток, создание с детьми дидактического пособия «Веселый поезд», звуковой анализ различных слов, составление предложений, закрепление умения делить слова на слоги при помощи хлопков.

Предполагаемые результаты:

- закреплено правильное произношение алфавита;

- закреплены знания о предложении, умение  их составлять; 

- сформировано умение делить слова на слоги;

- сформировано умение отвечать на вопросы;

- сформировано умение выполнять серию действий, запоминать словесные указания и регулировать свои действия в соответствии с ними;

- развито умение делать звуковой анализ слова, произносить слово медленно, интонационно выделяя звук;

- развита диалогическая речь в ситуативном разговоре, умение делать выводы;

- развито логическое мышление, внимание;

- развито желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;

- доставлена радость и удовольствие от игр развивающей направленности;

- воспитано чувство уважения друг к другу.

Ход:

Дети стоят полукругом.

В: Ребята, посмотрите, какое необычное перо залетело к нам в детский сад! Как вы думаете, откуда оно к нам прилетело?

Д: С дерева, из леса и т.д.

В: Давайте рассмотрим его. Какое оно?

Дети описывают перо.

В: Я предлагаю прочитать, что на нем написано.

Читающий ребенок зачитывает надпись на листочке.

«Дорогие дети! Пишет вам зайчик из волшебного леса! Меня обманула хитрая лиса. Она украла части моего дома и спрятала их в волшебный сундук, который сверху завалила камнями. Поэтому я не могу достроить дом. Помогите мне, пожалуйста!»

В: Кто прислал нам письмо?

Д: Письмо прислал зайчик.

В: Какая беда случилась с зайчиком?

Д: Лиса украла части его дома и спрятала их под камнями.

В: Как можно помочь зайчику?

Д: Найти части дома.

В: На чем мы можем добраться до леса?

Д: На машине, на самолете, на поезде и т.д.

Дидактическая игра «Веселый поезд»

В: Я предлагаю отправиться в путь на поезде. Обратите внимание на вагоны поезда. Сколько их?

Д: Три вагона.

В: Каких они цветов?

Д: Красного, синего и зеленого.

В: В красный вагон сядут те дети, имя которых начинается на гласный звук. В синей – согласный твердый звук. В зеленый – согласный мягкий звук.

Возьмите свои билеты и положите их в  вагон нужного цвета.

Дети называют свое имя и бросают билет в карман вагончика.

В: Все расселись по вагонам?

Д: Да.

В: Отправляемся в путь. 

Видео физминутка «Паровозик»

В: Ребята, вот мы и в волшебном лесу! Оглядитесь вокруг. Что вы видите? 

Дети замечают ежика с кубиками красного, зеленого и синего цвета. Воспитатель сообщает, что ежик направляется к зайчику, чтобы помочь ему достроить дом.

В: Ребята, о чем нам напоминают кубики ежика?

Д: Кубики нам напоминают фишки, которыми мы обозначаем звуки.

В: Какие звуки мы могли бы обозначить красным кубиком?

Д: Красным кубиком можно обозначить гласные звуки.

В: А зеленым кубиком?

Д: Мягкие согласные.

В: Синим кубиком?

Д: Твердые согласные.

В: Молодцы! Ребята, давайте поиграем в игру «Солнышко, молоточек, рыбка». Отдохнем немного перед дорогой и вспомним звуки.

Дидактическая игра «Солнышко, молоточек, рыбка»

В: Ребята, я предлагаю сесть в круг на ковер. Поднимем руки вверх, согнув в локтях, ладони сжаты в кулаки. Если я называю согласный твердый звук, стучим кулак о кулак, изображая молоточек. Если называю гласный звук – разжимаем кулаки и растопыриваем пальцы, делая солнышко. Если называю согласный мягкий звук – складываете ладонь к ладони и волнообразными движениями изображаете рыбку.

Воспитатель называет разные звуки. Дети выполняют соответствующие движения.

В: Молодцы, ребята, я предлагаю взять  ежика с собой.

Воспитатель предлагает ребенку взять ежика на руки. Дети вместе с воспитателем находят карту, на которой указан путь к дому зайчика и месту, где лиса спрятала части домика.

В: Ребята, рассмотрим внимательно карту.  Посмотрите, нам надо перейти через реку, разобрать завал из камней и только после этого найдется заколдованный лисой сундук, в котором хранятся части дома.

В: Ну что же, идем выручать зайчика?

Д: Да.

Физминутка

Дети по лесу гуляли,          (дети шагают)

За природой наблюдали,    (поворачивают голову направо - налево)

Вверх на солнце посмотрели,    (встают на носки, поднимают руки)

И их лучики согрели.          (поднимают голову вверх и смотрят)

Чудеса у нас на свете:      (приседают, руки на поясе)

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,     (встают на носки, руки на поясе)

Великанами мы стали,  (спина прямая, тянутся вверх)

Дружно хлопнем мы руками,  

Дружно топаем ногами,

Хорошо мы погуляли,   (маршируют по кругу)

И немножечко устали.     (останавливаются на месте)

В: А вот и река! Наше первое препятствие. Посмотрите, кто расположился на берегу?

Д: Разные животные.

В: Как вы думаете, почему животные здесь собрались?

Д: Они не могут перейти реку.

В: Как мы им можем помочь?

Д: Помочь им переправиться через реку по кочкам.

Дидактическая игра «Перейди через реку»

В: Ребята, обратите внимание на кочки. Как вы думаете, почему кочки расположены именно в таком порядке?

Дети высказывают свои предположения.

В: Ребята, возьмите, пожалуйста, по животному. Составьте про него предложение. И перейдите реку, наступая на такое количество кочек, которое соответствует количеству слов в предложении. 

Дети берут игрушку животного. Составляют предложение и переходят реку, выполняя задание воспитателя.

В: Все перебрались через реку?

Д: Да.

В: Помогли животным и сами перешли волшебную реку. Я предлагаю обратиться к карте и посмотреть, что же нас ждет впереди.

Дети с воспитателем рассматривают карту.

В: Дальше нам нужно добраться до завала с камнями. А путь неблизкий. Поможет нам в этом ковер – самолет. Готовы? Тогда рассаживаемся поудобнее, а пока мы будем лететь, я предлагаю немного поиграть.

Дидактическая игра «Мозговой штурм»

- лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

- утром мы завтракаем, а в обед…(обедаем)

- у кого больше лап у кошки или собаки? (поровну)

- Москва, Саратов, Самара – это …(города)

- зима, а за ней что? (весна)

- весна, а за ней что? (лето)

- лето, а за ним что? (осень)

В: Ребята, ну вот мы и долетели. Посмотрите, что у нас на пути?

Д: Завал камней.

В: А под ним что?

Д: Сундук с частями дома.

В: Как же нам разобрать этот завал?

Дети высказывают предположения, замечают на камнях картинки.

Дидактическая игра «Завал камней»

В: Ребята, я предлагаю разделиться на две команды. Первая команда выбирает камни с картинками, названия которых состоят из одного слога. Вторая – камни с картинками, названия которых состоят из двух слогов.

Дети выполняют задание.

В: Молодцы ребята, а вот и сундук, спрятанный лисой. Только как же нам его открыть?

Дети замечают на сундуке записку. Читают. «Кто мое имя соберет  - тот сундучок отопрет!»

В: Кто же оставил эту записку?

Д: Лиса.

В: Попробуем открыть сундук (не открывается). Тогда я предлагаю из фишек выложить слово «лиса», для этого нам нужно сделать звуковой анализ слова.

Звуковой анализ слова «лиса».

Ль – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой и красным треугольником.

И – гласный звук.

С - согласный, твердый, глухой, обозначаем синей фишкой.

А – гласный звук.

В: Вот мы и выложили слово «лиса» фишками. Давайте посмотрим, откроется теперь волшебный сундук или нет?

Дети открывают сундук и достают части дома.

В: Теперь осталось дойти до дома зайчика.

Воспитатель подходят к экрану.

В: Вот и зайчик! Теперь мы сможем достроить ему дом. Но хитрая лиса заколдовала и его. Поэтому сначала для стройки подойдут только те части дома, в названиях которых есть согласный твердый звук «р».

Дидактическая игра «Построй дом»

Дети выбирают и прикрепляют сначала только те части дома, в названии которых есть согласный звук «р» (крыша, рама окна, крыльцо, труба), произнося слово так, чтобы он был отчетливо слышен.

В: Какая часть дома у нас осталась?

Д: Дверь.

В: А почему вы не прикрепили дверь сразу к домику?

Д: Потому что в нем звук «рь», а не «р».

В: Теперь можно прикрепить на дом зайчика дверь. Входите, зайчик и ежик, в дом. Празднуйте новоселье.

В: Ребята, мы помогли зайчику?

Д: Да.

В: А как нам удалось это сделать?

Д: Мы перешли через реку, разобрали завал камней, открыли сундук, расколдовали зайчика, построили дом.

В: Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего?

В: Пришло время и нам вернуться из волшебного леса домой. Для этого закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Крекс – пекс – фекс!». Открывайте глаза. Вот мы и в детском саду. Предлагаю сейчас немного нам отдохнуть, а затем нарисовать понравившийся эпизод нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему: “Прогулка по волшебному лесу”

Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи....

Музыкальное тематическое занятие "Гномики в волшебном лесу" для средней группы

Игровое занятие, которое проводится в декабре на знакомом детям песенном и танцевальном репертуаре, который они разучивают к новогоднему утреннику.Цель: Развитие у детей музыкального слуха, певческого...

Игра - путешествие "В волшебном лесу"

Игровая деятельность дошкольников включает в себя много разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на доброволь...

Открытое занятие: Прогулка по волшебному лесу.

Закрепление материала с детьми первой младшей группы "Дикие животные"....

онспект занятия - игры "путишествие по волшебному лесу"

материал предоствлен зимнего зантия на закрепление знаний детей о животных птицах, деревьях....

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Зимняя прогулка по волшебному лесу» (ознакомление с окружающим миром, рисование)

Цель: формирование представлений воспитанников о диких животных.Задачи:Создать условия для формирования техники нетрадиционного рисования;закрепить представления о природных явлениях; способство...