План по самообразованию
материал по развитию речи на тему

План работы воспитателя по самообразованию по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx904.15 КБ

Предварительный просмотр:

План

самообразования воспитателя

второй группы раннего возраста

по теме

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

 3-4 лет»

(вторая группа раннего возраста «Солнышко»).

Воспитатель: Калмыкова Елена Федоровна

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Содержание работы по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

План работы на 2018-2019 учебный год

Приложение

НОД по развитию речи

с использованием фольклора во 2 группе раннего возраста

Тема: «Наша Маша маленька».

Цель: Разучить с детьми новую потешку; развивать речь.

Программное содержание:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством.

2. Закреплять умение рассказывать о зиме.

3. Активизировать словарь прилагательными - маленькая, аленькая, бобровая,

чернобровая; существительными, обозначающими предметы одежды - шубка, валенки,

шапка, варежки, шарфик.

4. Развивать речь, память, мышление.

5. Воспитывать активность, познавательный интерес. Способствовать возникновению

положительных эмоций от фольклорных произведений.

Оборудование: Кукла в летней и зимней одежде, сенсорный коврик, домик, елочка,

снег, прудик.

Предварительная работа:

1. Беседы о зиме, признаках зимы.

2. Наблюдения за зимней природой, рассматривание деревьев, снега, льда.

Наблюдения за ветром.

3. Познавательное занятие «Зимняя одежда».

4. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».

5. Разучивание фольклорной игры «Как на тоненький ледок».

6. Разучивание народной подвижной игры «Выпал беленький снежок».

7. Разучивание стихотворений о зимней одежде.

8. Разучивание игры-имитации «Одеваются детишки».

Ход НОД:

Дети входят в группу, звучит шум ветра. Воспитатель обращает внимание на звук,  спрашивает, что это шумит, приглашает детей на зимнюю прогулку. Напоминает, что зимой на улице очень холодно, идет снег, дует холодный ветер, поэтому прежде чем идти

гулять, нужно одеться.

Воспитатель предлагает детям одеться и проводит игру - имитацию «Одеваются детишки» (текст сопровождается соответствующими движениями)

Одевайте-ка детишки, теплые штанишки.

Одевайте-ка детишки, валенки-малышки,

Одевайте-ка детишки, новые пальтишки,

А когда пойдем гулять, надо шапку надевать.

Воспитатель приглашает детей пройти дальше в группу, где оформлен зимний пейзаж и заснеженный домик. Воспитатель спрашивает детей, какое время года на улице, как догадались. Добивается от детей ответов, что на улице зима, кругом снег. Снегом покрыты крыши домов, вся земля укрыта снегом, повсюду сугробы, елочка стоит в белой шубке, на окнах морозные узоры. Воспитатель спрашивает, какой снег, делает вывод, что снег белый, пушистый, холодный. Воспитатель обращает внимание на имитацию пруда, спрашивает, что стало с ним зимой. Ребята говорят, что пруд покрыт льдом, замерз.

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Как на тоненький ледок», поет

русскую народную песню, дети выполняют движения в соответствии с текстом. Затем воспитатель обращает внимание на домик, предлагает узнать, кто в нем живет.

Ребята садятся на стулья, воспитатель стучит в дверь и достает из домика куклу в летнем сарафане. Рассказывает, что это кукла Маша, она тоже хочет погулять на улице.

Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает, почему она вышла раздетая. Говорит, что на улице холодно, без одежды она замерзнет. Воспитатель за куклу отвечает, что она не умеет правильно одеваться и предлагает детям научить ее.

Выходит ребенок, берет штанишки, называет, что это и надевает на куклу.

Следующий ребенок берет шубку, называет и надевает на куклу, читает стихотворение:

Замечательную шубку папа с севера привез,

Я зимой ее надену, и не страшен мне мороз.

Следующий ребенок берет валенки, показывает, читает стихотворение:

Теплые и маленькие мне купили валенки.

Я надену их зимой, бегать с горки ледяной.

Следующий ребенок берет шапку, показывает и надевает на куклу, читает стихотворение:

На лоб я шапку натяну, оденусь потеплей.

Друзей гулять я позову, нам вместе веселей.

Следующий ребенок берет варежки, показывает и надевает на куклу, читает стихотворение:

Чтобы пальчики не мерзли, надо варежки надеть.

И они зимой холодной, наши ручки будут греть.

Следующий ребенок берет шарф, показывает и надевает на куклу, читает стихотворение:

Связала мама мягкий шарф, он теплый и красивый.

Он не колется совсем, и я хожу счастливый.

Воспитатель подводит итог, что Маша теперь знает, как правильно одеваться на прогулку зимой. Относит куклу в домик и выносит уже в зимней одежде. Воспитатель обращает внимание, какая Машенька нарядная, какая у нее красивая шубка. Предлагает детям послушать потешку про Машу

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Воспитатель задает вопросы по содержанию: какая Маша, во что она одета, какая у нее шубка (объясняет, что аленькая, это значит красная), рассказывает, что опушка у нее бобровая ( показывает мех по краю шубки), Маша чернобровая заканчивает воспитатель. Затем воспитатель говорит, что он еще раз расскажет потешку про Машу, а потом попросит рассказать кого-нибудь из детей. Повторное чтение потешки . Воспитатель предлагает детям рассказать про Машу, спрашивает 2-3 ребенка, помогает им.

Воспитатель, говорит, что Маша хочет поиграть с ребятами на улице, проводится подвижная игра «Выпал беленький снежок».

По окончании игры воспитатель говорит, что Маша устала и хочет спать, предлагает проводить ее до домика и попрощаться с ней. Воспитатель подводит итог занятия, радуется, что они с детьми так весело погуляли, предлагает вспомнить, что делали на прогулке (учили потешку, научили Машу одеваться на прогулку, поиграли в игры).

Отчёт по теме самообразования

"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

В 2016-2017 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...