Викторина по развитию речи "Знатоки сказок" в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Курсова Елена Юрьевна

Конспект викторины по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktorina_po_skazkam.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ивантеевского района Саратовской области»

Тема: Викторина  по развитию речи

«Знатоки сказок»

подготовительная группа

Подготовила: Е.Ю. Курсова

2018 г

Цель: продолжать воспитывать любовь к сказкам. Закрепить знания сказок через игру. Формировать смекалку, сообразительность, умение за короткое время найти правильный ответ.

Образовательные задачи: Учить узнавать сказку по заданию.

Развивающие задачи:  совершенствовать речевую и двигательную активность детей; развивать память, мышление, наблюдательность, интерес к малым фольклорным жанрам; вызвать интерес к любимым героям сказок.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно; формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Здоровьесберегающая задача: следить за осанкой детей

Предварительная работа:

чтение сказок, инсценировка сказок.

Методы:

игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ,

самостоятельный.

Приемы:

просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи,

пояснения, поощрение, физминутка.

Словарная работа:

волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,

интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Оборудование:

Слайды, волшебный мешочек,  разрезные картинки, сундучок с задачками.

Интеграция образовательных областей: Познание, художественная литература, музыка, здоровье, безопасность, физкультура.

Часть занятия

Методы и приемы работы

Содержание работы

Вводная часть

Словесный

     Звучит негромкая музыка из Красной Шапочки  Слайд 2

         Воспитатель. Здравствуйте, дети. А вы знаете, как меня зовут? (Красная Шапочка). Молодцы! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. 

Основная часть

Словесный

Чтение стихов

Пословицы и поговорки

Правила викторины

Представление команд

1 конкурс Загадки

Конкурс «Что перепутал художник?

Конкурс «Волшебный мешочек»

Игра «Родственные слова»

Физминутка

Конкурс «Какие сказки перепутались?»

Конкурс «Сказочный персонаж»

Конкурс «Сундук с задачками»

Конкурс «Музыкальный»

Любите ли вы читать сказки?

         Дети. Да. Любим. Очень любим.

         Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

        Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,

интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

        Воспитатель.

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

        Дети читают стихи о книгах Слайд 3

 Егор: Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

 Люба: Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.

        
Маша: Книга — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать! 
       -Какие замечательные и добрые слова мы услышали о книгах.

        Вспомните пословицы и поговорки о книге.

Дети.

 Дом без книги – день без солнца. - Андрей

Кто много читает, тот много знает.- Тимофей

Будешь книги читать – будешь много знать.- Люба

Книга мала да ума придала. - Вера

Книга поможет в труде и выручит в беде. - Варвара

Воспитатель. Как вы поняли смысл этих пословиц? (Ответы детей)

           Воспитатель. А вы много сказок знаете?(Ответы детей)  Вот сейчас мы и узнаем.

Приглашаю вас принять участие в викторине  сказок. Есть определенные              Слайд 4

правила викторины, которые необходимо соблюдать:

     1. Нужно разделиться на две команды

     2. В конце викторины выявляется команда- победитель

Дети проходят к стульчикам

- Команды представьтесь!

Представление команды «Колобок» (Егор, Андрей, Тимофей, Маша).

Егор: «Я, капитан команды «Колобок». Наш девиз «Добру учится - в жизни пригодится»

Представление команды «Теремок»(Люба, Вера, Лиля, Варвара)

Люба: «Я, капитан команды «Теремок». Наш девиз «Как аукнется, так и откликнется»

Команды садятся на стулья.

Представление жюри: О.М. Когдова – заведующий детским садом, А.Е. Трдатян – старший воспитатель

     Воспитатель.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

        Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, дети отгадывают ее)

 (за каждый правильный ответ команда получает балл)

Пирожки — в корзинке.
Мчалась по тропинке
Девочка бегом.
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком.
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Девочку-то как зовут?

(Красная Шапочка, из сказки «Красная шапочка»)

Слайд 5

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слезы льёт.

(Федора, из сказки К. И. Чуковского "Федорино горе" Слайд 6

      Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….

(Айболит, из сказки К. И. Чуковского"Доктор Айболит") Слайд 7

      Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет ее домой

(Маша из сказки «Маша и медведь») Слайд 8

       Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три Медведя из сказки «Три медведя») Слайд 9

 Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

 (Буратино, из сказки А. Н. Толстого "Золотой ключик или приключение Буратино") Слайд 10

 Всех важней она в загадке

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла.

(Мышка, из русской народной сказки "Репка") Слайд 11

Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля, из русской народной сказки " По щучьему веленью") Слайд 12

      Воспитатель.

Все загадки отгадали и героев всех назвали.

(Жюри считает баллы)

Следующий конкурс «Что перепутал художник?

На экране будет появляться картинка. Найдите на ней ошибку.

Слайд 13 «Маша и медведь»

Слайд 14 «По щучьему велению»

Слайд 15 «Репка»

Слайд 16 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слайд 17 «Волк и 7 козлят»

Слайд 18 «Приключения Буратино»

Воспитатель:  - А сейчас Конкурс «Волшебный мешочек» Слайд 19  В волшебном мешочке находятся предметы из разных сказок. Каждый участник команды  по очереди  будет вынимать предметы из мешочка. Угадай на ощупь, что это за предмет? Нужно назвать предмет и вспомнить из какой он сказки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Яйцо – «Курочка Ряба».

2. Мыло – «Мойдодыр».

3. Ключ – «Приключение Буратино».

4. Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».

5.Яблоко – «Белоснежка и семь гномов»

6. «Скалочка» - «Лисичка со скалочкой»

7. Монета – «Муха-Цокотуха»

8. «Пирожок» - «Красная Шапочка»

- Молодцы, справились с заданием!!!

(Жюри подсчитывает баллы)

- Следующий конкурс «Родственные слова»

Команда «Колобок» получает слово «ЛЕС» Слайд 20, а команда «Теремок» получает слово «Сказка» Слайд 21. Подумайте команды, какие слова можно образовать от ваших слов. Команды отвечают по очереди. (Ответы детей: лесной, лесовик, леший, лесовичок, сказочный, сказитель, сказочница, рассказ).

(Жюри считает правильные ответы и  определяет  команду победителя).

       Воспитатель.

 В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

         Физкультурная минутка «Сказки» Слайд 22

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают

«рожки»)

Воспитатель:  - Кто может ответить, какие сказки мы вспомнили в этом стихотворении? («Курочка Ряба»,  «Репка», «Волк и семеро козлят»)

Воспитатель:

    Ой, ребята, вот  беда

    Перепутала всё я.

    Нужно мне помочь друзья.

 - Следующий конкурс называется : Какие сказки перепутались?

 Слушайте внимательно:

1)  Сидит волк у проруби и приговаривает. «По щучьему веленью, ловись рыбка большая и маленькая. Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал на помощь бабку, бабка- внучку, внучка-Жучку….. 

Ответы детей( Перепутались сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью» и «Репка») Слайд 23

2) “… Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я – лягушка – квакушка…”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”). Слайд 24

(Жюри выставляет баллы)

- Конкурс для капитанов «Сказочный персонаж». Слайд 25

- Из разрезанных картинок капитаны команд собирают картинку «Сказочный персонаж». Молодцы! А теперь ваши участникам  команд нужно назвать сказки  с этими героями.  – Скажи, какой волк? Как в сказках называют волка? Опиши зайца, а как его называют в сказках? Команда «Колобок» подбирает сказки, где сказочный персонаж – волк, а команда «Теремок» сказки, где сказочный персонаж – заяц. Слайд 26

(Жюри определяет команду победителя).

- Следующий конкурс называется «Сундук с задачками»

Вам нужно решить сказочные задачи, Слайд 27 будьте внимательны:

(Воспитатель поочередно дает задание командам)

1. Скольких зверей встретил в лесу Колобок? (4)

2. Герои сказок «Три поросенка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько всего героев сказок стало? (8)

3. Сколько козлят похитил волк?(6)

4. Сколько сыновей было у Царя в сказке «Царевна-лягушка»?(3)

5. Какой по счету была кошка в сказке «Репка»(5)

6. Сколько друзей-гномов у Белоснежки? (7)

7. Сколько пудов шоколада просил прислать слон для своего сына в стихотворении «Телефон»? (5-6)

8. Сколько лет спала спящая красавица?(100)

(Жюри подсчитывает баллы)

- И последний конкурс викторины

(Жюри подсчитывает баллы)

«Музыкальный» Слайд 28

-  Задание дается по очереди каждой команде. Вспомните  песенку из сказки:

-Колобок

-Козы из сказки «Волк и семеро козлят»

- Красной шапочки из сказки «Красная шапочка»

- Песенка Крокодила Гены из сказки «Крокодил Гена и его друзья»

Ответы детей : исполнение песен

(Жюри подводит итоги)

Заключительная часть

Словесный

-Вот и закончилась наша викторина. Что вам больше всего понравилось? Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете много сказок.

А сейчас волнительный момент, мы узнаем, кто же победил в этой викторине.

Слово предоставляется жюри. Объявляется победитель. Слайд 29

 Участники команд получают дипломы.

- А я вам, ребята, хочу подарить раскраски с вашими любимыми сказочными героями !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Речевая викторина"

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Речевая викторина"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Данное занятие поможет педагогу познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о...

Открытое НОД по области Речевое развитие/ Развитие речи в подготовительной группе Тема: ««Литературные» Коты» (викторина)

Открытое НОД по области Речевое развитие/Развитие речи в подготовительной группеТема: ««Литературные» Коты» (викторина)...

Викторина по развитию речи в подготовительной группе "Знатоки родного языка"

Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников. Она состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторины могут быть использова...