" Зимушка-Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Павлушина Виктория Владимировна

О.О. Речевое развитие
 Тема: «Зимушка-зима»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности

« Зимушка-зима»

Задачи: Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о зиме.

 Создать условия для закрепления умения отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову.

 Создать условия для умения подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя метод моделирования.

Развивать речь, мышление, воображение.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

О.О. Речевое развитие
Т
ема: «Зимушка-зима»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности

« Зимушка-зима»

Задачи: Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о зиме.

 Создать условия для закрепления умения отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову.

 Создать условия для умения подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя метод моделирования.

Развивать речь, мышление, воображение.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках
Индивидуально с Максимом, Тасей и Захаром закрепить умение правильно составлять предложения
                                               Ход  занятия
Организационный момент.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.    

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, увидела вот такой сундучок. Вот только я не знаю кто же его сюда принёс. А если вы отгадаете загадку, то узнаете, что же это за гостья к нам приходила.

Замела я все вокруг

 Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

 И надолго к вам пришла.
Дети: Отвечают.( Зима)

Воспитатель: Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе!

 Воспитатель с детьми повторяют: «Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!»
                          Воспитатель открывает сундучок.

Воспитатель: Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

Вы согласны?

Дети: Отвечают.
Воспитатель: Ребята, с
кажите пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Отвечают.

Воспитатель:  А как же называются зимние месяцы?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Сонечка, расскажи стихотворение о зиме. ( закрепление признаков зимы)
   
Стали дни короче,
    Солнце светит мало.
    Вот пришли морозы-
   И зима настала!
Воспитатель:
Зима шагает по земле и хочет с вами поиграть.

                 Игра в кругу с мячом: « Вопрос, ответ»

Воспитатель: Давайте для игры слепим снежок из снега:

Раз,два,три,четыре,

(загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить,меняя положение ладоней)

Круглый,крепкий,очень гладкий.

(показывают круг,гладят ладони друг о друга)

Раз –подбросим,

(«подбросить»,посмотреть вверх)

Два –поймаем.

(«ловят», приседают)

Три –уроним

(встают, «роняют»)

И все вместе поиграем.

 Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная); 
Что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); 
Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);

А в какую погоду, снег хрустит под ногами? (в морозную)

Что зимой делает медведь? (спит)

Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)

Три комочка мы слепили, и его мы получили, радуется детвора, он получился на ура! (снеговик)

Игровое упражнение « Лепим мы снеговика»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую) 
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков) 
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам) 
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой) 
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь) 
Вот такой (показывают величину кома меньше) 
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) 
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком) 
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)

Снеговичок!
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху) 
Шагает наш снеговичок  
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом)
Молодцы, хорошо описали зиму!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая картина в сундучке.

Рассматривание картины, рассказ воспитателя «Гостья зима» 

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Воспитатель: Кто пришел к нам в гости?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Какое время года было до этого?

 Дети: Отвечают.

Воспитатель:  Чем зима накрыла землю?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Какие подарки принесла зима?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Для чего людям нужны эти подарки?

 Дети: Отвечают.

Воспитатель:  Что такое зимние забавы?

Дети: Отвечают.

Физкультминутка «Зимой». 

 Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

 На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Воспитатель: А в сундучке есть ещё что, то. (  Мнемотаблицы)

Воспитатель: Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки.

Дети: Пересказывают.(2-3 человека)

Воспитатель: Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые,

а «снежинки-загадки».

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)


Воспитатель:
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Воспитатель: Вспомните ребята, о чём мы говорили?

Что мы делали?

Что Вам понравилось?

Воспитатель: Посмотрите, в сундучке есть и подарочки для вас!

Зимушка-зима приготовила их для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...