Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Корытко Людмила Иосифовна

Развитие речи.

 Закрепить знания детей о русских народных сказках (причины возникновения, структура сказки, её своеобразие.

 Знать назначения предметов быта русского народа (сундук, чугунок, палати, печь, ухват, светцы).

 Развивать творческое и логическое мышление через сочинительство, игровое упражнение.

Создать радостное настроение от совместного общения, желание принимать участие в играх, выполнять коллективно задания обучающего характера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Конспект НОД
Занятие по развитию познавательных способностей и речи (по типу «Радость»).

Тема: «В гостях у сказки».

Автор- разработчик: Корытко Людмила Иосифовна, воспитатель ГБДОУ №88

Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: подготовительная группа детского   сада.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Цель: Создать радостное настроение от совместного общения, желание принимать участие в играх, выполнять коллективно задания обучающего характера.

1. Познавательные задачи: -Закрепить знания детей о русских народных сказках (причины возникновения, структура сказки, её своеобразие.

- Знать назначения предметов быта русского народа (сундук, чугунок, палати, печь, ухват, светцы).

 - Развивать творческое и логическое мышление через сочинительство, игровое упражнение.

2. Речевые задачи:- Упражнять детей в интонационной выразительности через театрализацию отрывков из русских народных сказок, диалогов.

- Отрабатывать дикцию – внятно и четко произносит все слова и звуки.

Грамматический строй речи: Упражнять детей в умении правильно строить предложения, согласовывая существительные с прилагательными, глаголами в роде, числе, падеже.

Формирование словаря: Активизировать словарь за счет прилагательных через хороводную игру «Мама», слов, обозначающих предметы быта русского народа, названий русских народных сказок.

Связная речь: - продолжать учить детей самостоятельно, последовательно передавать содержание хорошо знакомых литературных текстов.

- Совершенствовать навыки диалогической речи через беседы-диалоги, театрализацию отрывков русских народных сказок.

- Упражнять детей в доказательной речи через приёмы ТРИЗ : (определение героев сказки по предметам сказки, по набору слов, по первым слогам начала сказки, создание образов сказки с помощью модели-схемы, модели- рисунка, через толкование пословиц, отгадывание загадок).

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать культуру речевого общения (умение слушать товарища, не перебивать его, дополнять ответ).

2. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Желание проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.

Предварительная работа:

  • Чтение, рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций.
  • Сочинение сказок, работа над сказкой.
  • Драматизация сказок, диалогов. Работа над мимикой, движением, голосом.
  • Словесные игры: «Придумай сказку по-новому». «Доскажи сказку».

Материал к занятию:

Волшебный цветок, атрибуты по сказкам, сказочное лото, схемы-загадки, шапочки для инсценировки сказок, плоскостной домик, куклы би-ба-бо для драматизации сказки «Гуси-Лебеди», театр ложек, модель печки, чугунок, ухват, костюм Василисы Премудрой, музыкальное оформление.

                                        Ход занятия:

  1. Дети входят в музыкальный зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: - « Сегодня я хочу предложить вам, ребята, отправиться в гости к сказке. Хотите?»

Дети: -Да, хотим!

Воспитатель: - «Предлагаю послушать куплет из песни «Сказка приходи». (Беседа по содержанию песни).

Дети: (В этой песне говорится о сказках, чудесах, которые творят волшебники. Сказки таятся от нашего взора, но живут рядом с нами).

Воспитатель: «Я очень люблю сказки! Ребята, когда я была маленькая девочка, я очень любила слушать музыку и представлять разные сказки, перед глазами видела разных героев.                                           «Сказки со мною повсюду!

Я их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы

Вмиг Сивка- Бурка приснится!»

 - Что может помочь попасть в сказку?

(Ответы детей). – Волшебное колечко, яблочко, клубок, волшебные слова…

Воспитатель: Ребята, а музыка может помочь войти в сказку, приблизиться к ней?

 Дети:  - Да!

 

Воспитатель: «Предлагаю вам, ребята, прислушаться к волшебным звукам музыки и «увидеть» свою сказку. Нужно присесть, закрыть глаза и не открывать их до окончания музыки.

(Звучит муз. отрывок)  Воспитатель  (превращается) переодевается в костюм Василисы Премудрой.

(Включить подсветку.) По окончании музыки дети встают , открывают глаза.

Воспитатель: « Ребята, вот мы и попали в сказку.

Что произошло со мной? В кого я превратилась?

Дети: Елена Прекрасная, Аленушка, Василиса Премудрая…

Волшебная музыка помогла нам оказаться на Поляне сказок, я превратилась в Василису Премудрую. А что «увидели» вы слушая музыку?

Ответы детей. …

  1. Василиса Премудрая: «Приглашаю вас, ребята на Цветочную поляну

На поляне мой помощник – Волшебный цветочек. Предлагаю послушать, что он скажет. (за ширмой взрослый читает от имени цветка):

«Я цветочек не простой, я волшебный, расписной!

Красный лепесток срывай, на вопрос мой отвечай!

Дашь мне правильный ответ, ты увидишь яркий свет!»

На красном лепестке читаем вопрос:

Расскажите, что вы знаете о русских народных сказках?

Ответы детей. (Сказка – это мечта,  выдумка,  придумка, история,  легенда. Много лет тому назад люди не умели писать, читать. Жизнь их была трудная.  Вечерами в давние времена люди собирались на посиделки. На посиделках находились люди, которые могли придумывать разные истории. Люди мечтали подняться в небо и придумывали истории о ковре-самолете, волшебной птице. Мечтали переплыть море – придумывали истории о Чудо рыбе. В придуманных историях добро боролось со злом. Сказки были напевные, красивые.

В сказке есть начало, история, (кульминация, где мы переживаем за героев) и конец. Заканчивается сказка всегда хорошо - побеждает добро.

Звучит голос  цветка за ширмой: (Цветок мигает)

«Вашими ответами я, ребята, удивлён!

Вашими ответами я, ребята, поражён!

Теперь зеленый лепесток срывайте,

Новое задание , ребята, выполняйте!» (Выключился).

Срываем лепесток и читаем задание:

Узнайте сказку по:

  • Картинкам
  • Схемам-загадкам
  • Атрибутам.

(Дети дают ответ. )

(Сказки: Хаврошечка. Колосок. Морозко. Кот, петух и лиса. Жихарка. Два жадных медвежонка. Лиса и Журавль.) 

Цветок включается:

«Очень даже интересно!

Откуда столько вам известно?!

Синий лепесток срывайте,

На вопрос мне отвечайте!» (Выключился).

Дети срывают синий лепесток, читаем вопрос:

«Узнайте сказки по отдельным словам».

-Старик, мачеха, девица, сани, собачка, блины. (Морозко)

-Два брата, сено, жеребенок, телега, кобыла, царь, мудрые загадки .

(Дочь семилетка).

-По отрывку:

«Пусти!- просит царь!-Не пущу, не смей пить без моего ведома!-Какой хочешь возьми откуп – только отпусти! Давай то, чего дома не знаешь.

Царь подумал, подумал – чего он дома не знает? Кажись все знает, все ему ведомо, - и согласился!»

 ( Морской царь и Василиса Премудрая.)

Салат из сказок.

Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка большая и маленькая». Захотел встать, тянет-потянет. Позвал волк бабку, бабка внучку, внучка жучку.

Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козлика. Увидела Аленушка, заплакала.

Ответы детей: (Лисичка – сестричка и серый волк. По щучьему велению. Репка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

По первому слогу:

«Жи…-бы… Ко…с ко… Ко… де… ухо… А ко… ос… до…При… ко… по…Ко…ре…от… ва…ма…при…мо…при…

(Волк и семеро козлят)

Василиса Премудрая:  Предлагаю, ребята , немного отдохнуть и  поиграть в  хороводную игру «Мама».

«Маме надо отдыхать, маме хочется поспать!

Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу!

А копытики тук-тук наши ноженьки бегут,

Прямо к мамочке ведут!»

Коза мама: «Ах вы мои деточки-  козлятушки!

Солнышко мое,  умница моя, любименький ты мой, родные мои!»

(Мама коза – ребёнок. Гладит детей по голове, обнимает).

Цветок включился.

«Спасибо, было очень интересно, теперь вижу вам известно сказок очень много.»

Василиса Премудрая благодарит цветок за интересные и трудные задания. (Звучит музыкальная открытка).

  1. Василиса:-«А теперь отдыхай, мой волшебный цветок!» Взмахнуть платочком. – Приглашаю вас, умных, мудрых, знающих на Солнечную поляну сказки. (Зажечь яркий свет).

На своей поляне я приготовила для вас сюрпризы.

Загадка: «летом спит, зимой горит. Пасть раскрывает, что дают, сжигает».

 Снять покрывало.(Макет русской печи).

-«Перед вами, ребята, волшебная печь. Вспомните сказки, где говорится про печь и зачем она  там была нужна?»

Ответы детей: Сказки -«По Щучьему велению. (Емеля ездил на печи).

-«Гуси-Лебеди». (Печь укрыла сестру и брата от Гусей – Лебедей).

–«Посмотрим, что нам приготовила наша печь?» Открыть заслонку.

Достать ухватом чугунок. «Моё любимое блюдо! Это листовая каша, она необыкновенная. У неё крупинки-листочки, все разные, цветные. На каждом листочке вопрос».

Читаем пословицы, фразы.

(Палати. Красный угол. Кочерга. Видимо-невидимо. «Что посеешь, то пожнёшь?» «Как аукнется,  так откликнется»…)

(Дети ведут рассказ). – В давние времена люди спали на палатях. Их устраивали на стене, недалеко от печи, высоко…

Послушайте другую загадку: «Он стоял в избе любой, деревянный, расписной. Замок железный, навесной. Хозяйка спрячет, что в него, другим не выдаст ничего.» (Сундук).

Василиса: «Для чего нужен был сундук в старину? Что в нём хранили?

Ответы детей

Василиса:

«Мой волшебный сундучок, вам, ребята, он дружок!

Сундучок волшебный, с нами поиграй!

Крышку расписную скорее открывай!»

«Я храню в сундучке перья. Как вы думаете, из какой они сказки? Кто их мог потерять?»

Дети: -Гуси-Лебеди, курочка Ряба, Гусочка…

Василиса Премудрая: «Верно, ребята, эти пёрышки Гусей – Лебедей. Давайте вспомним эту сказку и поиграем в неё».

(Драматизация отрывка из сказки Гуси - Лебеди.)

Звучит музыкальная открытка.

Василиса: «Ребята, чтобы это могло быть? О чём напоминает нам Волшебный цветок?

Ответы детей…(Пора возвращаться домой из сказки).

«Что же нам поможет вернуться?

Дети: …

Василиса Премудрая: «Скажем слова 1, 2, 3 Волшебный цветок домой нас верни!»

Звучит музыка. Все присели, закрыли глаза. (Переодеться).

«Вот мы снова дома, перед нами сидят наши гости, они тоже побывали с нами в гостях у сказки. Понравилось ли вам наше путешествие?

Что запомнили,  расскажите своим друзьям, братишкам, родителям.

Включить фонограмму песни «Вот и сказка завершилась».

Дети прощаются с гостями.

 

                     

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...