Игры по развитию речи для детей 2-3 лет
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Роль игры в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_2-3_let.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Составила: Коначкова Е.В.

Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания 

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.

Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве .

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей.

 Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь 

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.

Игры по развитию речи для детей 3-х лет.

1.«Накормим куклу Катю обедом».

Цели:способствовать развитию речи, памяти.  Учить пользоваться столовыми приборами, предметами – заместителями. Воспитывать желание заботиться о кукле.

 Побуждать инициативные действия детей.

Ход игры: - Кукла Катя вернулась с прогулки.

Она долго играла и теперь захотела кушать.

Будем Катю мы кормить? (Да)- Что мы ей приготовим? (кашу)

- Дарина, помоги мне сварить кашу для Кати.Давай возьмем с тобой кастрюлю и ложку.

Что мы взяли? (кастрюлю и ложку)- Будем варить кашу на плите.

Где мы будем варить кашу? (на плите)

- Для куклы Кати, мы наварим сладкой каши.Вот и готова каша.

- А перед едой, ручки надо мыть водой!Кирюша, помой руки Кате.

- В руки мыло мы возьмем, и ладошки им потрем.

Полотенце мы снимаем, руки Кате вытираем!- Спасибо, Кирюша, за помощь!

- А теперь посадим  Катю,  куда?( за стол).

Что нужно повязать Кате, чтобы она не испачкала платье? (салфетку)

- Никита, повяжи салфетку Кате. (совместное действие с ребенком)

- А где же каша?Саша, принеси тарелку с кашей.

- Что принес Саша? (тарелку с кашей)- Дарина, подай ложку.

Арина, возьми ложку, покорми кашей Катю.

- Повторите: «Ешь, Катя, ешь.

Умница Катенька, ешь кашу сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую!»

- Всю кашу Катя съела и попить захотела.Кирюша принеси Кате молока.

- Скажи: «Пей Катя молоко, сладкое, полезное оно!»

- Вот и наелась наша Катя!

Рот салфеткой вытираем, играть Катю приглашаем!

- Кате обед очень понравился. Она говорит вам ,большое  спасибо!

2. «Катины помощники».

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход игры:

К нам пришла кукла Катя со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники, что они помогают делать Кате. Кукла идет.

Воспитатель указывает на её ноги.- Что это? (Это ноги).

- Они Катины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и. т. д.)

Дети, а какие у вас есть помощники? И как они вам помогают? ( ответы детей)

Подведение итогов: Воспитатель, используя помощь детей, делает вывод, о том какие у Кати помощники и что они умеют делать. Хвалит всех участников игры.

3 «Волшебный кубик»

Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.

Ход игры:Воспитатель объясняет правила игры. Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, собачка, и произнести соответствующие звуки (гав-гав-гав), корова ( му-му- му) и т. д.

Подведение итогов: Воспитатель просит детей, назвать каких животных они не только увидели, но и услышали. Хвалит всех участников игры.

Дидактическая игра, рассматривание игрушки.

Цель: учить различать и называть части предметов, развивать наблюдательность,речь, мышление и воображение.

Ход игры:

Воспитатель показывает игрушку (например, лису) и задает вопросы:

Давайте рассмотрим игрушку.

-Как она называется?- Лиса какая? (ответы детей)

- Что есть у лисы?- Что умеет делать лиса?

- Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопроспредполагает несколько вариантов ответов).

Игра повторяется с собачкой, кошкой и т.д.

Подведение итогов: Воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились описывать игрушки, называть части животных.

5. Угадай животное и опиши его.

Ход игры:Каждый ребёнок по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром Необходимый инвентарь: карточки с изображениями разных  животных.

7«Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

8«Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ходигры: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

9.«На приеме у врача»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход игры: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

10. «Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

 

11. «ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

—   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

—   Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки! -  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   нашиножки!Игра повторяется 2—3 раза.

Дидактическая игра «Гуси»

Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.

Материал: картина «Гуси»

Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.

В: Гуси-гуси!

Дети: Га-га-га

В: Есть хотите?

Дети: Да-да-да

В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.

Дети: Га-га-га.

В: Есть хотите?

Дети: Да-да-да

Захлопали гуси крыльями, улетели.

(Игра повторяется 3-4 раза)

Игра «Вопрос-ответ»

Цель: пополнить словарный запас детей словами, обозначающими предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: игрушки, окружающие предметы, картинки с предметами, знакомыми ребенку, сюжетные картины, на которых видны действия с этими предметами.

Ход: Взрослый показывает ребенку разные игрушки или указывает на окружающие его предметы, задавая вопрос: «Кто (что) это?» Ребенок отвечает одним словом, называя предмет.

Далее показываются картинки, на которых выполняются какие-то действия, и снова задаются вопросы. Например: «Кто это? Это девочка. Что она делает? Девочка идет (держит куклу, играет, спит и т. д.) Или: «Кто это? Это мальчик. Что он держит? Мальчик держит мяч. Мяч какой? (красный, круглый, большой и т. д.). Или: «Что это? Это елка. Елка, какая? (зеленая, колючая и т. д.)



Интернет ресурсы: https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-rechi-mladshaya-gruppa-1029474.html 

https://superinf.ru/view_article.php?id=246 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...

Игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса

Предлагаются игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса для использования на логопедических занятиях....

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....