«Творческое рассказывание о животных с использованием схем» ОД по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи

Гармаева Туяна Дашиевна

Умение детей составлять творческий рассказ о животных с использованием схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-tvorch.rasskazyvanie.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Солнышко»

        

«Творческое рассказывание о животных с использованием схем»                                                                                                                                                  ОД по образовательной области «Речевое развитие»

 

                                                                                                                 

г.  Закаменск

Задачи:

- Формировать умение детей составлять творческий рассказ о животных с использованием схем.

- Развивать речевое творчество, передавать специфику сказочного жанра; уметь описывать внешний вид, повадки персонажей, их поступки, переживания.

- Упражнять в подборе синонимов, названий животных и их детенышей.

- Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей, умение анализировать сказки других детей.

Интеграция  образовательных областей:

«Познавательное развитие» (закрепление знаний о диких животных наших лесов)

«Речевое развитие» (вопросы, образец, анализ сказок)

«Физическое развитие» (физкультминутка)

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации–

Творческое рассказывание.

Материал и оборудование:

Иллюстрации с дикими животными, презентация «Дикие животные и их детеныши», ноутбук, волшебная палочка, указка, схема с планом составления сказок, сказочная музыка, песня «Улыбка», мяч, полоски белой бумаги и простые карандаши по количеству детей.

Методы и приемы:

- Наглядные, словесные, практические, создание игровой ситуации.

Планируемый результат:

В результате работы дети должны уметь составлять творческие сказки о животных с использованием схем.

Предварительная деятельность с воспитанниками: 

Рассматривание альбома «Животные наших лесов», чтение сказок о диких животных, дидактическая игра «Скажи наоборот», разгадывание загадок о диких животных, беседа «Помощи человека диким животным»


Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность.

- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

- А как ещё можно поздороваться?

- Какое у вас сейчас настроение? Почему вы так решили?

 - Давайте мы начнем наше путешествие с нашего приветствия:

Вот и мы, и ты и я.

Мы - одна семья.

Улыбнись тому, кто слева.

Улыбнись тому, кто справа.

Мы - одна семья!

- Вы знаете. Я сегодня, когда пришла утром на работу, услышала детский плач, плакали малыши в младшей группе. Как вы думаете, почему, что случилось?

- Чем мы малышам можем помочь? Правильно, как вы думаете, мы можем с вами сочинить для наших малышей сказки о диких животных и подарить им радостное настроение?

- Я предлагаю вам послушать песню, которая так и называется «Улыбка» После такой песни все захотят улыбнуться: и дети, и взрослые и даже животные.

Дети стоят в кругу вокруг воспитателя.

Дети здороваются.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют.

Дети высказывают свои предположения. (рассказать сказки, спеть песни и т.п.)

Детская песня Шаинского «Улыбка»

2 часть – основная

Цель: Формировать умение детей составлять творческий рассказ о животных с использованием схем.

Развивать речевое творчество, передавать специфику сказочного жанра; уметь описывать внешний вид, повадки персонажей, их поступки, переживания.

- Подскажите мне, пожалуйста, каких диких животных наших лесов вы знаете? Я предлагаю поиграть в игру «Кто какой?» Вы согласны? Тогда я вам буду говорить название животного, а вы мне – какой он. А поможет нам в этом волшебная палочка, которую мы с вами будем передавать друг другу под музыку, как только музыка останавливается, в чьих руках оказалась палочка, тот и будет отвечать. (Воспитатель вывешивает по очереди картинки с изображением диких животных)

- Заяц.

- Еж.

- Белка.

- Лиса.

- Волк.

- Медведь.

- Молодцы. Много красивых слов вы подобрали. Я предлагаю вам обязательно их использовать при составлении ваших сказок.

- Помогите мне пожалуйста вспомнить, из чего состоит сказка?

- О чем говорится в первой части?

- Что происходит во второй части?

- О чем говорится в конце сказки?

- По какому плану вы будете составлять сказки?

- Поделитесь, пожалуйста, чем отличается рассказ от сказки?

- А сейчас я предлагаю присесть за свои столы и послушать сказку, которую сочинила я.

- В одном очень красивом лесу жили-были белка со своим бельчонком. Белка каждый день без устали трудилась: собирала грибы, ягоды, семена шишек, желуди для своего ненасытного малыша. А шустрый бельчонок весь день резвился, прыгал с ветки на ветку и не знал никакого горя.

- Но вот однажды мама Белка собралась опять по своим беличьим делам, а сынишке наказала, чтобы он до ее прихода никуда из своего дупла не выходил. Но бельчонок был слишком нетерпеливый, слишком любопытный и решил, что совсем чуть-чуть порезвится на ветках деревьев. Так ветка за веткой, дерево за деревом и … заблудился. Слез с дерева, сидит, плачет. На его счастье мимо проходил старый, но очень смелый еж. Услышал он чей-то плач, подошел к нему и спросил: «Что ты, бельчонок плачешь?» А Бельчонок ему и отвечает: «Как мне не плакать, ведь я маму свою не послушал, убежал далеко от дома и заблудился» А, умный еж ему и отвечает: «Я тебе помогу, возьми у меня на спинке перышко волшебное, подбрось его вверх, куда оно полетит, туда и ты направляйся и ничего не бойся» Бельчонок поблагодарил старого ежа и отправился в путь вслед за волшебным перышком. С ветки на ветку, с дерева на дерево и… очутился у своего домика.

- Там его встретила радостная мама Белка. Бельчонок прижался к ней и сказал: «Я тебя очень люблю, и никогда больше не буду убегать, без разрешения, из домика» Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец!

- Понравилась вам сказка? А теперь подойдите все ко мне. Я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо, влево повернись. В сказочников превратись!» Но вот, теперь вы настоящие сказочники!

- Присаживайтесь за столы.

- У вас на столах лежат полоски бумаги, простые карандаши для записи ваших сказок. Ноги поставьте плотно, спины прямые. Приступайте к работе.

- Уважаемые сказочники, теперь я предлагаю рассказать ваши сказки. (Воспитатель анализирует первую сказку: содержание, прослеживались ли части, было ли волшебство, использовались ли присказки, красивые слова, обращается внимание на выразительность рассказывания, если требуется помощь, то помогает наводящим словом)

- А теперь я предлагаю вам проанализировать сказки своих друзей.

- После прослушивания двух-трех сказок проводится физкультминутка.

- Вы, наверное, устали? Я вам предлагаю немного поиграть. Давайте вспомним физкультминутку «У оленя дом большой»

- У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит

И в окно стучит.

Тук, тук, дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай! (повторяется 2-3 раза)

- А теперь садитесь за столы и продолжим слушать сказки.

Ответы детей.

Дети перечисляют:

трусливый, пушистый, пугливый, осторожный, боязливый.

- Смелый, колючий, отважный, маленький.

- Шустрая, быстрая, проворная, серая, трудолюбивая.

- Хитрая, рыжая, хитрая, голодная.

- Голодный, злой, серый, отважный.

- Большой, неподъемный, огромный, сильный, косолапый, тяжелый.

Дети смотрят на иллюстрации с дикими животными.

Ответы детей. (название, начало, середина, конец)

- О главном герое и главной теме.

- В ней перечисляются события, которые происходят с героями.

- В ней описывается то, чем все закончилось и делается вывод.

Ответы детей.

- В рассказе идет описание чего-либо, а сказка – это вымысел, чего на самом деле быть не может, в ней происходит какое-то волшебство.

Дети садятся за столы.

Ответы детей.

Дети садятся за столы.

По очереди заслушиваются сказки, придуманные детьми.

Анализ сказок детьми. Если затрудняются, то нужно опираться на план-схему.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Заслушиваются сказки остальных детей.

Иллюстрации с животными наших лесов.

Волшебная палочка.

Музыка.

На доске схема с планом сказки:

- Какие герои будут жить в сказке?

- Куда они отправятся?

- Что с ними случится?

- Какое волшебство поможет героям?

- Чем закончится сказка?

На доске простая схема для составления сказки воспитателем.

На протяжении всего времени пока дети сочиняют звучит сказочная музыка.

3 часть – заключительная

Цель: Подвести общий итог ОД, провести плавный переход деятельности детей.

- Какие вы все молодцы, такие красивые сказки сочинили для наших малышей. Как вы думаете, они им понравятся? Мы ведь можем еще взять нашу песню про улыбку?

- А вам сегодняшнее наше путешествие понравилось? Вы хотели бы его повторить? Хорошо, обязательно повторим!

- Ребята, подойдите, пожалуйста, к ноутбуку. Там для вас интересная игра. На слайдах находятся животные со своими детенышами, я вам предлагаю назвать животных и их детенышей правильно:

Белка – бельчонок - бельчата,

Еж – ежонок - ежата,

Медведь – медвежонок - медвежата,

Лиса – лисенок - лисята,

Волк – волчонок - волчата,

Лось –лосенок - лосята,

Заяц – зайчонок - зайчата.

- А у меня для вас приготовлен небольшой сюрприз в виде волшебных палочек, я думаю, что с помощью этих палочек вы и дальше будете сочинять добрые, красивые сказки и радовать ими не только малышей, но и своих родственников.

- Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями, а сами пойдем к малышам и расскажем им наши сказки.

Ответы детей.

Дети отвечают.

Дети прощаются.

Показ слайдов «Дикие животные и их детеныши»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники «Расскажи об игрушке по схеме Т.А.Ткаченко (на примере пирамидки)»

Методика занятия по развитию речи разработана  учетом особенностей детей среднего дошкольного возраста. Цели: учить детей рассказывать об игрушке-пирамидке  по схеме Т. А. Ткаченко. Формиров...

Конспект НОД старшая группа. Образовательная область речевое развитие Тема:Творческое рассказывание "Путешествие в космос"

НОД по развитию речи для детей старшей группыТворческое рассказывание «Путешествие в космос»Программное содержание: Закреплять знание детей о космосе, о планетах, о первых покорителях космического про...

«Творческое рассказывание о животных с использованием схем» ОД по образовательной области «Речевое развитие»

умение детей составлять творческий рассказ о животных с использованием схем....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ «СКАЗКА ДЛЯ ДОМОВЁНКА» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ«СКАЗКА ДЛЯ ДОМОВЕНКА»ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛ...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»

Цель: Развитие связной речи в процессе творческого рассказывания.Задачи:Образовательные: Формировать навыки логического выстраивания вопросов и ответов в диалогическом общении. Активизировать в речи д...

Консультация «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Речевое развитие»

Обеспечить возможность сохранить здоровье за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жи...