Развитие звуковой культуры речи дошкольников через использование речевых игр
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Вахляева Ирина Игоревна

Работа с использованием разнохарактерных игр, наглядности, при речевой активности ребенка на занятии, будет способствовать восприятию речи и фонетическому ее оформлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1245»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

по адресу: Кировоградская улица, дом 19А

Доклад к педсовету

«Развитие звуковой культуры речи дошкольников

 через использование речевых игр»

Средняя группа №9

Подготовила воспитатель

Вахляева И.И.

Москва 2019

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова –речевые звуки – с самого рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем-четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.

У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается  и на овладении письменной речью- чтением и письмом.

Частота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Работа с использованием разнохарактерных игр, наглядности, при речевой активности ребенка на занятии, будет способствовать восприятию речи и фонетическому ее оформлению.

Средняя группа

Игра «Лодочка»

Ребенок произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла от одного «берега» до другого.

Упражнение выполняется 2 раза.

Игра- соревнование «Чья бабочка дальше полетит?»

По сигналу «бабочка лети», ребенок дует на бабочку. Произнося: «Фу-у-у». кто выше, тот выиграл.

          Игра «Индюк дразнится»

Воспитатель показывает картинку- домашняя птица – индюк. Когда он ходит, то высовывает язык: «Бл-бл-бл». Как будто дразнится( дети повторяют 3-4 раза)

Увидел кот индюка, подумал, что тот дразнится и зашипел на него: «Шш-шш-шш» ( произносить нужно все громче и громче).

Игра «Маятник»

У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся.

Повторить 5-6 раз, после короткого отдыха повторить.

Игра «Разговор синичек»

Сидели две синички на ветке и разговаривали – пели свои песенки. Большая пела : «Зинь-зинь-зинь», а маленькая пела «синь-синь-синь».(повторить по 2 раза)

Игра «Делай правильно»

Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится : «шик-шик-шик».

Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышится: « Жик-жик-жик».А когда чистят одежду щеткой, слышно: « Щик-щик-щик».

Повтор звукосочетаний 2-3 раза, затем произвольный показ картинок с произношением звукосочетания и выполнения действия.

Игра «Телефон»

Три сюжетные картинки, трое детей встают в ряд, воспитатель говорит предложение последнему ребенку в ряду, тот соседу и т .д., третий громко произносит предложение и показывает картинку.

Игра «Вода-водичка»

Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно: «С-с-с-с» (долго и громко тянуть звук), когда из крана капают отдельные капли, то слышно : «С-с-с»( произносить звук отрывисто и тихо).

Мы пели песенки водички. Эти песенки есть в названии этих предметов – в словах (показ картинки). Послушайте: сссобака, ссслон, бусссы, лиссссток, тролейбусссус. Ребенок самостоятельно произносит слова, выделяя звук «с».

Игра «Пчелы»

Пчелы живут в домиках , которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много они гудят: «Ззз-ззз-ззз». Одна пчела поет ласково : «Зь-зь-зь».

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель начинает слово, а ребенок заканчивает. «Поми» (показ картинки) – ребенок «дор», получится «помидор».

Слова для работы: па-роход, та-релка, вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пе-тушок, медве-жонок, е-жик, яб-локо, цып-ленок, ко-лесо.

Игра «Жук»

Жук жужжит: «Жж-ж-ж», когда летит, сел на листок не жужжит.

Использовано методическое пособие Н.В.Дуровой «Фонематика. Как научить детей слушать и понимать звуки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием современных образовательных технологий.

В данном файле представлены конспекты занятий по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам:1."Путешествие с ручейком" (дифференциация свистящих и щипящи...

Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]» (использование корректурных таблиц)

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; Задачи: Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками. Ж и Ш.; раз...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...