ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хикматуллина Гульнара Мусавировна

Звуковая культура речи. Работа над предложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_podg._gr.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»

Цель. Познакомить детей с предложением, закрепить звук «р»

Обучающие задачи. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении, формировать умение составлять схему предложения. Продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи 

Развивающие задачи. Развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову.

Воспитательные задачи. Воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.

Средства реализации: хрустальные предметы, портрет поэта Ф. Тютчева.

Словарная работа. Лучезарные, первоначальной, хрусталь, брусника.

Методы и приемы. Словесный (беседа), наглядный (рассматривание), практический (дидактические игры).

Предварительная работа.

Ход ООД.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

Мы хотим сейчас признаться,

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки,

За ними прячем зубки.

Упражнение «Почистим зубки»

Мы по зубкам язычком

Влево, вправо проведем.

Мы зубною щеткой дружим,

Стоматолог нам не нужен.

Упражнение «Чашечка»

Взялся язычок за дело,

«Чашечку» он сделал смело

Ловко вверх подняться смог

Наш широкий язычок.

Упражнение «Вкусное варенье»

Очень вкусное отличное

Съем варенье земляничное,

И широким язычком

Губку оближу потом.

Воспитатель. Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете лампы?

Дети. Это могут быть бокалы, салатницы, люстры…

Воспитатель. Я хочу вам показать несколько предметов. Из чего они сделаны?

Дети. Из хрусталя.

Воспитатель. Да, они сделаны из хрусталя. Давайте, все вместе проговорим слово хрусталь. (Дети повторяют).

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, может быть, осенний  день хрустальным?

Дети. Да.

Воспитатель. Хрустальный - значит чистый, ясный, прозрачный. Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Иванович Тютчев.

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

Воспитатель. Осень первоначальная -  это какая осень?

Дети. Это значит начало осени.

Воспитатель. Давайте, все вместе проговорим  слово первоначальная.

(Дети повторяют)

Воспитатель. Какими словами можно заменить слово дивная?

Дети. Удивительная, красивая, фантастическая, изумительная, великолепная, чудесная, восхитительная, прекрасная…

Воспитатель. В стихотворении есть такие слова лучезарны вечера.

Как вы понимаете эти слова?

Дети. Сверкающие.

Воспитатель. Лучезарны – это значит сверкающий, полные блеска. Давайте все вместе проговорим слово лучезарны. (Дети повторяют слово лучезарны)

Воспитатель.  А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. (Читаю).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора - 

Воспитатель. Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.

Дети. Первоначальной, короткая, пора.

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. (Перечисляю слова: рыба, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр, сок, стол, дирижер).

Воспитатель. Зарина, где находится звук «Р» в слове рыба? (Спрашиваю у 3 – 4 детей в новых словах) 

Воспитатель. Молодцы. Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. 

Дети. Ди.

Воспитатель. Ди – это часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди. Какие?

Дети. Дима, Дина, Динара, диван, директор, диктор, диван, дирижер.

Воспитатель. Замечательно, вы придумали очень много слов.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер все тише и тише,

А деревцо все выше и выше.

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Я -  вам, вы -  мне».

Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто – нибудь из вас произнесет свои предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении «Стаи птиц улетают»?

Дети. В предложении три слова.

Воспитатель. Какие слова?

Дети. Стаи, птиц, улетают.

Воспитатель. Замечательно. Теперь вы скажите свое предложение, а я сосчитаю. (Дети составляют предложения, я считаю количество слов).

Воспитатель. Следующее предложение «Наступил последний месяц осени». Сколько слов в предложении?

Дети. В предложении четыре слова.

Воспитатель. Какие слова?

Дети. Наступил, последний, месяц, осени.

(Дети составляют предложения, я считаю количество слов).

Воспитатель. Послушайте следующее предложение. «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

Дети. В предложении пять слов.

Воспитатель. Какие слова?

Дети. Поспевает, брусника, стали, дни, холоднее.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в другую игру. Игра называется «Составь правильно предложение».

Сейчас я вам раздам слова, а вы запоминайте свое слово. (Называю  слова из предложения и ребенка). Зарина, у тебя слово поспевает, у Арсения слово брусника, у Амелии – стали, у Матвея – дни, у Азалии – холоднее. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение. (Игра проводится 2 – 3 раза.)

Воспитатель. А сейчас я хочу вам прочитать стихотворение Константина Бальмонта «Осень» (Читаю стихотворение)

«Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Воспитатель. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. Что было для вас интересное? Что вызвало у вас затруднение? (Ответы детей)

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

Константина  Бальмонта 

«Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

1.«Стаи птиц улетают»?

2.«Наступил последний месяц осени».

3.«Поспевает брусника, стали дни холоднее».

Воспитатель. Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете лампы?

Дети. Это могут быть бокалы, салатницы, люстры…

Воспитатель. Я хочу вам показать несколько предметов. Из чего они сделаны?

Дети. Из хрусталя.

Воспитатель. Да, эти предметы сделаны из хрусталя. Давайте, все вместе проговорим слово хрусталь. (Дети повторяют).

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, может быть, осенний  день хрустальным?

Дети. Да.

Воспитатель. Хрустальный - значит чистый, ясный, прозрачный.  Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Иванович Тютчев.

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

Воспитатель. Осень первоначальная -  это какая осень?

Дети. Это значит начало осени.

Воспитатель. Давайте, все вместе проговорим  слово первоначальная.

(Дети повторяют)

Воспитатель. Какими словами можно заменить слово дивная?

Дети. Удивительная, красивая, фантастическая, изумительная, великолепная, чудесная, восхитительная, прекрасная…

Воспитатель. В стихотворении есть такие слова лучезарные вечера.

Как вы понимаете эти слова?

Дети. Сверкающие.

Воспитатель. Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска. Давайте все вместе проговорим слово лучезарные. (Дети повторяют слово лучезарное)

Воспитатель.  А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. (Читаю).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора - 

Воспитатель. Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.

Дети. Первоначальной, короткая, пора.

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. (Перечисляю слова: рыба, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр, сок, стол, дирижер).

Воспитатель. Зарина, где находится звук «Р» в слове рыба? (Спрашиваю у 3 – 4 детей в новых словах) 

Воспитатель. Молодцы. Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. 

Дети. Ди.

Воспитатель. Ди – это часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди. Какие?

Дети. Дима, Дина, Динара, диван, директор, диктор, диван, дирижер.

Воспитатель. Замечательно, вы придумали очень много слов.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер все тише и тише,

А деревцо все выше и выше.

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Я -  вам, вы -  мне».

Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто – нибудь из вас произнесет свои предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении «Стаи птиц улетают»?

Дети. В предложении три слова.

Воспитатель. Какие слова?

Дети. Стаи, птиц, улетают.

Воспитатель. Замечательно. Теперь вы скажите свое предложение, а я сосчитаю. (Дети составляют предложения, я считаю количество слов).

Воспитатель. Следующее предложение «Наступил последний месяц осени». Сколько слов в предложении?

Дети. В предложении четыре слова.

Воспитатель. Какие слова?

Дети. Наступил, последний, месяц, осени.

(Дети составляют предложения, я считаю количество слов).

Воспитатель. Послушайте следующее предложение. «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

Дети. В предложении пять слов.

Воспитатель. Какие слова?

Дети. Поспевает, брусника, стали, дни, холоднее.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в другую игру. Игра называется «Составь правильно предложение».

Сейчас я вам раздам слова, а вы запоминайте свое слово. (Называю  слова из предложения и ребенка). Зарина, у тебя слово поспевает, у Арсения слово брусника, у Амелии – стали, у Матвея – дни, у Азалии – холоднее. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение. (Игра проводится 2 – 3 раза.)

Воспитатель. А сейчас я хочу вам прочитать стихотворение Константина Бальмонта «Осень» (Читаю стихотворение)

Рыба, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр, сок, вор, стол, дирижер,

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень.

Доброе утро всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Конспект ООД по развитю речи в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...