конспект "Прошлое часов"
занимательные факты по развитию речи (подготовительная группа)

Водопьянова Елена Сергеевна

«Путешествие в прошлое часов»

Цель: закрепить и расширить представления детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека.

Ход: Воспитатель: Ребята, к нам в гости должна придти фея Времени и научить определять время по часам, но что- то она опаздывает. Ой, к нам на электронную почту, кажется, пришло письмо, давайте - ка я его прочту: « Дорогие ребята! В моей волшебной стране «Времени» случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам». Воспитатель:Что произойдёт, если сломаются все часы? (люди будут опаздывать) Воспитатель: Ребята, а мы можем что-нибудь сделать для феи. Дети. Помочь. (Предлагают свои ответы.) Воспитатель: ребята, а давайте отправимся в путешествие в прошлое часов, побываем на разных этапах развития часов. Воспитатель: Но как же нам попасть в прошлое? (Дети предлагают свои ответы: построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д.) Воспитатель: Хорошо, мы с вами полетим на машине времени и окажемся в прошлом. Согласны? давайте возьмёмся за руки и, произнесем заветные слова. Дети. Замыкаем дружный круг. В прошлом, окажемся мы вдруг! фее мы поможем, Часы доставить сможем. Пристегните ремни безопасности. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск (Используются звуковые эффекты космического полёта.) Воспитатель: кажется, прилетели! Ребята. Смотрите, куда это мы попали (деревня) Да, какая-то деревня, мы с вами попали в прошлое, в старину, в раннее-раннее утро. (Используется музыкальное сопровождение, крик петуха на рассвете.) Просмотр презентации: «Этапы развития часов». 2 слайд: Часы - Петух. Ребята, мне послышалось или это петух кукарекает? ребята, мы попали в прошлое часов, при чём здесь петух? (рассказ детей "Часы- петух") А часы петух могли человека, подвести (да, во сне с жердочки свалиться или лисы испугается) 3 слайд: рассказ детей о солнечных часах. Воспитатель: А это, разве часы ребята (Да, это солнечные часы) кто нам о них расскажет? Воспитатель: Но пользоваться солнечными часами, человек не всегда мог. Почему? 4 слайд: А это что за часы такие? рассказ детей о водяных часах. Воспитатель: Водяные часы тоже оказались неудобными. Почему? (потому что все время нужно подливать воду) Не случайно с тех пор говорят о времени: "сколько воды утекло» Опыт с часами. Ребята, а давайте попробуем показать, как работают солнечные часы? Подходите к столам. Но прежде чем провести опыт, мы с вами должны вспомнить правила поведения во время опыта (не толкать соседа, сначала посмотри, а потом повтори, за собой все убери, будь осторожен с горячей водой), а теперь можно приступать, давайте разобьёмся на пары. Фонарь – это Солнце, значит один из вас будет солнцем, а другой стрелочкой Солнце движется и тень от палочки не стоит на месте, а движется за ним. (Работа в паре). А теперь вы сами посмотрели и увидели, как работают солнечные часы. Расскажите. Ребята, а как вы думаете, можно ли нам самим сделать водяные часы? Подумайте, из каких материалов? И снова мы возвращаемся к нашим часам, какими же еще часами пользовались люди в древности? Что это за часы? 5 слайд: рассказ о песочных часах. 6 слайд: воспитатель: Свеча- это тоже часы? рассказ детей об огненых часах. Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами. Чем они могли быть опасными? (свеча могла упасть и мог произойти пожар) Воспитатель: Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. Давайте, ребята пройдем в наш музей часов. Что общего у большинства этих часов (циферблат, стрелки) А внутри них что (Механизм) Значит эти часы называются? (механическими) рассказ детей об электронных часах. Воспитатель: Чем механические часы отличаются от электронных? (У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.) какие часы мы еще не назвали, о каких не рассказали, кто хочет рассказать (часы перстень, часы с кукушкой, и др) А теперь я вам предлагаю поиграть в игру: «Скажи, как называются?» Если часы висят на стене, то это часы … (настенные) и т. д. (напольные, карманные, каминные, и др) Воспитатель: Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Скажите мне, ребята, какую роль играют часы в жизни человека. (2-3 ребенка). Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, были очень активными. Ой, ребята тише, мне кажется кто-то идет. (под бой курантов заходит фея Времени) Фея: Здравствуйте, ребята, все часы в моей стране восстановились, и я смогла приехать к вам в гости. Фея. Спасибо вам ребята за часы! Вы хотите научиться определять время по часам? Вставайте в круг. Игра «Ходят стрелочки по кругу» На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе произносят стихотворение: Мы – часы, наш точен ход, Водят стрелки хоровод. Ходят стрелочки по кругу, И хотят догнать друг друга. (Дети идут по кругу) Стрелки, стрелки, не спешите, Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки напротив ближней карточки). Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12). Игра повторяется несколько раз. Фея благодарит детей.

Рефлексия: что понравилось? Что показалось трудным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Час за часом или какие бывают часы

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...