Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с элементами театрализации.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Малахова Людмила Григорьевна

Совместная образовательная  деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с элементами театрализации по  басне И.А.Крылова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная образовательная  деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с элементами театрализации.

Тема: «Басни Крылова И.А.»

Цель: Знакомство с басней, как литературным жанром.

Задачи: Воспитывать чуткость к образному строю языка басни,

Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости.

Помочь узнать в прочитанных произведениях И.А. Крылова знакомый жанр.

Помочь понять, в чем заключается мораль басни «Ворона и лисица»

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, познакомить со словами «мораль», «лесть», «комплимент».

Совершенствовать познавательную активность.

Стимулировать развитие мыслительных способностей.

Предварительная работа:

Знакомство с творчеством И.А.Крылова, рассматривание иллюстраций к его произведениям. Беседы по басням, драматизация отрывков из басен.

Используемый материал:

- Портрет И.А.Крылова;

- рисунки героев басни;

- костюмы для инсценировки басни «Ворона и лисица»,

- разрезные картинки «Составь басню»,

- мультимедийный экран.

Ход совместной организованной деятельности

Дети входят в зал под музыку и приветствуют всех словами:

Всем – всем добрый день,

Всем – всем творческой работы!

Учитель – логопед:

- Ребята, вы любите театр?

- Театр – это одна из самых мудрых и прекрасных игр, придуманных человечеством давным-давно, несколько тысяч лет назад. Только в игре и забаве происходит непрерывное познание человечеством самого себя, становление личности каждого человека.

Театр – это место для зрелищ, а актер – участник игры. В каждом театре есть режиссер – человек, руководящий актерами и постановкой спектакля.

- Для начала я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Посвящение в актеры».

- Для этого мы как бы «озвучим» некоторые слова.

«Занавес» - мальчик, исполняющий роль занавеса, делает движения, изображающие закрытие и открытие занавеса.

«Горько плакать» - актер может собирать слезы из глаз руками, сотрясаясь всем телом.

«Погрузиться в думу» - можно изобразить задумчивый взгляд, обхватить руками голову.

«Утешать» - гладить, целовать, прижимать, обнимать…

«Как вкопанный» - остолбенеть и открыть рот, выпучив глаза, чтобы было смешнее.

«Цветочки шевелили листочками» - шевелить пальцами.

«Пенек», «Сундук» - исполнители этих ролей должны так сложиться, чтобы на них было удобно сесть.

«Ветвистый дуб» - расставить руки, пальцы и  двигать ими в разные стороны.

«Прилетел ворон» - махать руками, раскрывать рот, подражая птице.

Учитель – логопед:

- Начальные навыки мы получили, и сегодня мы продолжим знакомство с творчеством дедушки Крылова. Я приглашаю вас в картинную галерею.

- Глаза скорее закрываем и в галерею попадаем.

- Среди портретов мы пойдем и там Крылова мы найдем. (показ слайда на экране)

Дедушка Крылов

Учитель – логопед:

(Рассказывает о том, что И.А.Крылова звали дедушкой, потому, что он писал много басен для детей.)

- Ребята, давайте вспомним, а что такое басня? (ответы детей)

(Если дети затрудняются с ответами, воспитатель помогает с ответом.)

- Басня – это небольшой рассказ в стихах. Басня похожа на сказку. В ней обычно участвуют звери, вещи, растения, но ведут они себя как люди: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они бывают добрые и злые, умные и глупые. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать, а чего делать не надо.

Учитель – логопед:

- Предлагаю сыграть в игру « Волшебный кубик».

IMG_20190201_105524.jpgIMG_20190201_105539.jpg

Дети, стоя в кругу, по очереди просовывают руки в куб, достают картинку с изображением героев басен Крылова И.А., и называют басню. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно напомнить ему знакомые строки.

Пример:

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (Квартет)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/875592/c0274d55-2ff5-4065-b6c1-4e290ba2e856/s1200

«Ай, Моська, знать она сильна, раз лает на слона!» ( Слон и Моська)

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/0919/010lab1vkh1241623227.jpg

«Мартышка к старости слаба глазами стала?» ( Мартышка и очки)

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/basnikrilova/basnikrilova5.jpg

«Ты все пела – это дело, так пойди же попляши» (Стрекоза и Муравей)

http://feellfeed.pw/wp-content/uploads/2018/03/1200-630-kopirovat-218.jpg

«Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!» (Ворона и лисица)

http://bukvic.ru/wp-content/uploads/2015/11/risovanie-po-basny.jpg

После игры все дети садятся на стулья.

Учитель – логопед:

- Нам прислали послание, в котором зашифровано название басни, которую мы будем инсценировать.  

Внимание на экран. Вот схема – И-И-А, -О-О-А.

- Расшифровали? ( Дети отвечают, что это слова «лисица», «ворона». Должны назвать басню «Ворона и лисица»)

Учитель – логопед:

- Ребята, вы хорошо знаете эту басню? ( Она нам знакома)

- Давайте покажем ее немного по - своему, так как мы ее представляем.

Учитель – логопед объявляет инсценировку басни «Ворона и лисица» по мотивам И.А.Крылова.

- Мы костюмы одеваем и превращаемся в актеров, а все остальные –музыканты. (Апплодисменты)

Инсценировка басни

«Ворона и Лисица»

Действующие лица: Крылов, Ворона, Лисица. (Исполняют дети)

Крылов:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (ребенок изображает, что он держит возле рта кусок сыра из папье-маше)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Ворона нюхает его, зажмуривается от удовольствия)

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает муляж куриного яйца, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает.

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, —

Лисицу сыр пленил,

Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Лиса, чтобы усыпить подозрения Вороны, отошла назад, уселась на пенек и продолжает говорить как бы сама с собой.

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Ворона прислушивается, высовывается из-за дерева все больше, любуется собой, вытягивая то одну руку, то другую.

Какие пёрышки! Лиса поднимается, вздыхает, идет мимо дерева, направляясь в правую кулису. Опять, как будто случайно, замечает Ворону и прямо взвизгивает от восторга.

какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(как будто осененная мыслью, молит) Спой, светик, не стыдись!

(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

(Лиса подбирает сыр, кладет его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)

После просмотра инсценировки учитель – логопед:

-Дети, давайте подумаем, что хотел нам сказать в этой басне дедушка Крылов? Как вы её поняли? Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

- Надо уметь отличать комплимент от лести?

- Комплименты – это хорошие, добрые слова от них улучшается настроение.

- Они всегда сказаны от души и т.д.

Учитель – логопед:

- Правильно, ребята.

- Лесть – это когда человек говорит хорошие слова, а думает по другому

Учитель – логопед:

- Вот и подошла к концу наша встреча.

Всем-всем спасибо за работу,

Всем-всем до новых встреч!

Под музыку дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с элементами художественного ручного труда Тема: "Серебряный цветок"

Работа с нетрадиционным материалом всегда вызывает у детей живой неподдельный интерес. Особенно если это работа с фольгой. Развиваются познавательные и конструктивно-творческие способности детей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с элементами лечебной физкультуры.

В данном конспекте дается материал, который позволяет в игровой форме способствовать укреплению и формированию правильной осанки у дошкольников....

Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с элементами НОД в областях художественно - эстетического развития/музыка/ и развития речи « Осенние звуки».

Цель: Создать условия для  развития  устной речи детей в различных формах и видах игровой деятельности, формирования музыкальных и творческих способностей в различных видах му...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с элементами нетрадиционного рисования «Ёжик»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастас элементами нетрадиционного рисования «Ёжик»...