Конспект открытого занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галактионова Алла Михайловна

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи: Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н.Сладкову)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

Старшая группа

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н.Сладкову)

Цель: 

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

  1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа
  2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
  3. Активизация и обогащение словарного запаса.
  4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов -предметов к словам – признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование:

Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

охотники

Глаголы

хрустнула, испугался

Ход занятия

  1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания. Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
  2. Подготовка к воспроизведению текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов- признаков по теме: «Дикие животные»

Педагог. Узнайте, о ком или о чем я говорю:

Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), зеленая (ветка), сильные лоси.

Педагог голосом выделяет окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняет. Дети называют слова – предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.

- Уберите картины тех животных, которых вы не назвали (еж, волк, лиса)

         3.  Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

        - Внимательно послушайте рассказ Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

             

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.

(По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.)

          4.  Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

          Дети дают полные ответы.

- Куда вошел медведь? ( Медведь вошел в темный лес)

- Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка)

- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку)

- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца)

- Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу)

- Кого увидела сорока? Что она сделала? (сорока увидела зайца. Она подняла крик на весь лес).

- Что решили лоси? Что они сделали?  (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать).

-Как повел себя медведь(Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса)

-Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал).

        5. Коллективное составление предложений по опорному слову

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала… Затопал… Увидела… Подняла… Решили…Пошли… Услышал… Испугался… Убежал…

Так медведь…

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

 6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

      Зайки.

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели зайки на лужок,

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки – попрыгайки.

       7. Повторение чтения рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти. 

- Я прочитаю рассказ вам еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут

       8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все дети пересказывают по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

       9. Подведение итога. Оценка работа детей.

                - Чем занимались?

        - Чему научились?

        - Что запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...