Составление рассказа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Макаова Рузана Аскарбиевна

Осень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_osen.odt16.81 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект НОД по развитию речи

                          в старшей группе

 Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»

Выполнила:

Макаова Р. А.

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень».

Задачи:

Образовательные: обучать составлению рассказа по сюжетной картине.

Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словаря по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь
к прекрасному, бережное отношение к природе.

Коррекционные: закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, совершенствовать навыки словообразования, продолжать учить детей включать в предложение относительные прилагательные, расширять словарный запас прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).

Оборудование: осенний листок Листёнок, картина, листья и ветки деревьев, ветка с ягодами рябины, шишки, жёлуди, мини-бассейны с водой, салфетки, диски, мнемосхемы, звукозапись, сюрпризная коробка «Угадай-ка», мольберт, ТСО (запись звуков).                          

Ход НОД:

1.Организационный момент: загадка про осень.

Воспитатель: Угадайте, о каком времени года моя загадка?

                                Пустые поля, мокнет земля

                                 День убывает, когда это бывает?   (осенью)

Как догадались?

2. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами встреча с картиной. Внимательно рассмотрите её.

1). Какое  время года нарисовал художник?

2). Почему Вы так решили?

3). Какие красивые слова можно подобрать к слову осень?

- золотая, красивая, волшебная, разноцветная, дивная, чудесная

4). Кто нарисован на картине?

- на картине нарисованы дети

5). Куда пришли дети?

- дети пришли в осенний лес

6). А вы бы хотели прогуляться по осеннему лесу?

3. Воспитатель: Ой, смотрите что это? Это осенний листочек – Листёнок. Как он к нам попал? Слушаю предположения детей - может быть, его занесло ветром, может быть, он влетел через форточку.

Воспитатель: Листёнок предлагаем вам шагнуть в эту картину. Закройте глаза.

 В руку Листёнок я возьму

                                                                  И тихонечко взмахну

Вокруг себя ты обернись

Глаза открой  и удивись.

 Воспитатель: Представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Глубоко вдохните, не поднимая плеч.

Какой воздух в осеннем лесу? Прохладный, свежий, влажный

Какие запахи ещё в осеннем лесу ощущаете? Какие запахи чувствуете? Чем пахнет в лесу?

- я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток

- я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды

- в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами

4. Воспитатель: Это действительно так. (Приглашаю детей сесть на пенёчки). У нас сегодня в гостях волшебная коробочка «Угадай-ка». Вот давайте мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу? Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в коробке (гриб, жёлудь, шишка, ветку рябины, листочек)

- в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь

- в лесу можно найти шишку с чешуйками

- в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка

- в лесу можно найти ветку с оранжевыми ягодами рябины

- в лесу можно найти жёлтый листок

5. Воспитатель: А я нашла в лесу вот такой необычный листок (заранее вырезанный из цветного картона лист с прорезью в середине).

Ты листок скорей возьми

Дерево на картине назови

 Воспитатель: Какие деревья вы видите? Расскажите о них.

- я вижу клён,  у него коричневый ствол и яркие листья

- я вижу берёзу, у неё белый ствол с чёрными точками

- я вижу рябину, у неё красивые оранжевые ягоды, которые висят целыми гроздьями

- я вижу дуб, у него коричневые по цвету листья, на ветках висят жёлуди

По ходу рассказа дети находят кору соответствующего дерева.

6. Физминутка «Листопад».

 Воспитатель: Ребята, скажите, что такое листопад? Листёнок  предлагает поиграть в игру «Листопад».

Под ногами листопад  (ходьба)

Листья жёлтые лежат

Листья жёлтые лежат (наклоны в стороны)

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок (приседания)

Папа, мама и Листёнок (имитация подбрасывания листьев вверх).

7. Воспитатель: (Обращая внимание на картину.)  Как вы думаете, это река или озеро? Почему вы так думаете? Река – узкая и длинная, а озеро – круглое и широкое.

Воспитатель: Закройте глаза. Ставлю на стол мини бассейн с холодной водой.

Не открывайте глаза. Опустите руки как будто в лесную речку. Расскажите, какая вода в реке?

-холодная, прохладная

Если погода на улице ясная, безветренная, значит какая вода в реке?

-тихая, спокойная

На берегу реки растут деревья, значит что можно увидеть в реке?

- деревья, как в зеркале отражаются деревья, как будто любуются своей красотой

Раздаю детям салфетки, предлагаю промокнуть руки.

8. Воспитатель: Какие звуки в лесу можно услышать? Листёнок предлагает вам послушать звуки и назвать их. Включаю ТСО, звучат звукозаписи (стучит дятел, тенькнула синичка, пыхтит ёжик, царапнула коготками белка, шуршание листьев, журчание реки, разговор детей).

Я слышу, как кукует кукушка.

- нет, кукушка-это перелётная птица, она улетела в тёплые края

9.  Воспитатель: (Вновь обращая внимание на картину).

 Что делает мальчик, изображённый в центре?

- он присел, наверное он хотел погладить ёжика, но укололся иголками, ёж рассердился и решил убежать

 Что делает мальчик, который стоит слева?

- он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным

 Чем заняты девочки?

- девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями

- девочка в клетчатой юбке нашла ветки дуба

Как вы думаете, детям понравилось гулять в осеннем лесу?

 Какое настроение у них было во время прогулки?

- у детей было весёлое и радостное настроение

10. Воспитатель: Листёнок очень хочет послушать Ваши рассказы про осень.  Составить рассказы вам помогут схемы, которые мы придумали вместе.

1). С чего начнёте свой рассказ? (схема)

- Какое время года наступило? Что расскажите о траве, деревьях, о реке?

2). О ком будете рассказывать дальше? (схема №1, №2, №3)

- О детях. Что расскажете о мальчике, который изображён в центре? Что можно рассказать о мальчике, который стоит слева? Что можно рассказать о девочках?

3). Чем закончите рассказ? (схема)

- Понравилась ли прогулка детям и какое настроение было у них?

11.Подготовка к рассказу по картине. Дети составляют рассказы, используя схемы (3 человека). Середина рассказов у всех будет разная.

1 рассказ.

Наступила золотая осень. Листья на деревьях стали жёлтыми, красными, оранжевыми. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.

Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Один мальчик, в оранжевой куртке,  увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Он присел, наверное,  хотел погладить ёжика, но укололся иголками. Ёж рассердился, запыхтел и решил убежать.

Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

2 рассказ.

Наступила долгожданная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.

 Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Мальчик, который стоит слева, наблюдает за белкой. Он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным.

Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

3 рассказ.

Наступила золотая, волшебная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.

 Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями. Девочка в клетчатой юбке подняла с земли ветки дуба и клёна. Наверное, ночью был сильный ветер, который обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами, которые собрали дети.

Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

12. Педагог вместе с Листёнком даёт оценку рассказам детей и благодарит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки....

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...