Главные вкладки

    Статья по развитию речи (подготовительная группа):
    Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    Никитина Ирина Владимировна
    В современном обществе ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строится на основе диалога, открытости, взаимной заинтересованности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_i.v.docx18.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию  детей старшего дошкольного возраста.

    Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро.  В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

    В современном обществе  ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строится на основе диалога, открытости, взаимной заинтересованности.

    Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности, конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

    По результатам проведенного в начале учебного года мониторинга детей и анкетирования родителей выявляются индивидуальные особенности речи каждого дошкольника; с учетом этих особенностей и строится  работа с детьми.

    Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, чувствовать ритм, интонацию); лексическую (обогащение активного и пассивного словаря); грамматическую (умение правильно строить словосочетания и предложения).
    Важно также развивать связную речь: обучать диалогической и монологической речи; приемам выразительности  речи.

    В работе с родителями можно использовать следующие формы взаимодействия:

    •  Родительское собрание .

    Его цель – привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Родительские собрания не следует проводить в их традиционном виде, когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями и зрителями.  Его можно организовать  в виде игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца»; тренингов, дискуссий,  мастер-классов, «круглых столов» и т.д.

    • Систематические  консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей; подбираются речевые упражнения, игры в зависимости от особенностей речи ребенка
    • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию речи,  дают  возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи.
    • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
    •  Создание «Речевого уголка»

    Например, в рубрике «Играем дома» родителям даются практические рекомендации по формированию артикуляции, рекомендуемые упражнения и игры для развития фонематического слуха, на обогащение словаря и т.д.

    В рубрике «Речевое творчество» можно познакомиться с рассказами, сказками, стихами, авторами которых являются сами родители и дети.

    • В рубрике «Советы родителям»  - рекомендуемая литература, советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению речевых навыков.
    • Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Укрепление артикуляционного аппарата», «Развитие фонематического слуха у детей», «Дифференцируем звонкие-глухие звуки » и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать по данным материалам, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
    • Оформление газет в течение года : «Наша семья летом», «Моя мама (папа) по профессии…», «Традиции нашей семьи», «Военные истории нашей семьи», «Мой дом» и т.д. с детскими рассказами
    • Участие родителей в проектах ( «Книжкина неделя», «Профессии моих родителей» и др.) В рамках проектов организуются экскурсии в библиотеку, изготовление семейных книжек, семейных альбомов. Можно организовать еженедельные «слушания»: дети рассказывают, какие книги они прочитали с родителями, о чем они.
    • Участие родителей в конкурсах и выставках

    Дети не только готовят поделки, но и рассказывают, как они были сделаны.

       Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей - дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа по взаимодействию с семьей как средство оптимизации познавательного и речевого развития детей.

    Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной и ко...

    Перспективный план работы по взаимодействию с семьей по приобщению детей к здоровому образу жизни

    Предлагаемый материал поможет провести работу по оздоровлению с детьми в сотрудничестве с родителями....

    Анкетирование - эффективная форма работы по взаимодействию с семьей.

    Анкетирование родителей воспитанников с нарушениями речи является эффективной формой работы по взаимодействию с семьей....

    Презентация "Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников"

    Презентация иллюстрирует современные формы работы с родителями : выставки,совместные мероприятия,консультаци и другие. Данная презентация поможет воспитателям разнообразить работу по взаимодействию с ...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

    С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством не...

    Внедрение инновационных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников в детском саду.

    Инновационные формы работы с семьями воспитанниковПривлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива. Семья...