Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Никитина Ирина Владимировна
В современном обществе ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строится на основе диалога, открытости, взаимной заинтересованности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_i.v.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию  детей старшего дошкольного возраста.

Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро.  В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

В современном обществе  ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строится на основе диалога, открытости, взаимной заинтересованности.

Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности, конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

По результатам проведенного в начале учебного года мониторинга детей и анкетирования родителей выявляются индивидуальные особенности речи каждого дошкольника; с учетом этих особенностей и строится  работа с детьми.

Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, чувствовать ритм, интонацию); лексическую (обогащение активного и пассивного словаря); грамматическую (умение правильно строить словосочетания и предложения).
Важно также развивать связную речь: обучать диалогической и монологической речи; приемам выразительности  речи.

В работе с родителями можно использовать следующие формы взаимодействия:

  •  Родительское собрание .

Его цель – привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Родительские собрания не следует проводить в их традиционном виде, когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями и зрителями.  Его можно организовать  в виде игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца»; тренингов, дискуссий,  мастер-классов, «круглых столов» и т.д.

  • Систематические  консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей; подбираются речевые упражнения, игры в зависимости от особенностей речи ребенка
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию речи,  дают  возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи.
  • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
  •  Создание «Речевого уголка»

Например, в рубрике «Играем дома» родителям даются практические рекомендации по формированию артикуляции, рекомендуемые упражнения и игры для развития фонематического слуха, на обогащение словаря и т.д.

В рубрике «Речевое творчество» можно познакомиться с рассказами, сказками, стихами, авторами которых являются сами родители и дети.

  • В рубрике «Советы родителям»  - рекомендуемая литература, советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению речевых навыков.
  • Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Укрепление артикуляционного аппарата», «Развитие фонематического слуха у детей», «Дифференцируем звонкие-глухие звуки » и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать по данным материалам, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
  • Оформление газет в течение года : «Наша семья летом», «Моя мама (папа) по профессии…», «Традиции нашей семьи», «Военные истории нашей семьи», «Мой дом» и т.д. с детскими рассказами
  • Участие родителей в проектах ( «Книжкина неделя», «Профессии моих родителей» и др.) В рамках проектов организуются экскурсии в библиотеку, изготовление семейных книжек, семейных альбомов. Можно организовать еженедельные «слушания»: дети рассказывают, какие книги они прочитали с родителями, о чем они.
  • Участие родителей в конкурсах и выставках

Дети не только готовят поделки, но и рассказывают, как они были сделаны.

   Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей - дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...

«Эффективные формы работы с родителями в процессе познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.Одним из эффек...

«Обратная аппликация из пластилина как нетрадиционная форма работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином к...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...