«Рыбы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи по теме «Рыбы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr_ryby.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по теме «Рыбы»

Программное содержание:

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

 Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций рыб, беседы о морских, речных и аквариумных обитателях, разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки о рыбке.

Словарная работа: чешуя, рыбак, рыболов, названия рыб...

Виды деятельности: коммуникативная; игровая; продуктивная; двигательная.

Материалы и оборудование: кружочки-икринки, 2 одинаковых ведра, игрушки рыбки, картинки с изображение рыб,  трубочки, и стаканы с водой на каждого ребенка

 Ход занятия:

Воспитатель: Предлагаю вам отгадать загадку, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь.

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

Дети:  Рыба!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: за хорошие знания и правильные ответы я  вам буду давать кружочки-икринки, из которых выводятся мальки.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове.

Рыбка пускает ртом пузырьки.  Как это у нее получается? Давайте и мы так попробуем!

 Дыхательная гимнастика «Рыбка в воде». 
Педагог раздаёт детям трубочки и просит сначала подуть в неё. Потом просит подставить ладошку и почувствовать струю воздуха. Затем детям предлагают  стаканчики с водой. Дети отпускают трубочку в стакан с водой и дуют в трубочку. 

Молодцы, ребята. (Дети садятся на стульчики в полукруг)

Воспитатель: Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети:  У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель:  А чем покрыто туловище рыбы?

Дети: туловище рыбы покрыто Чешуей.

Воспитатель: Да, верно. А как вы думаете, для чего нужна чешуя. (Ответы детей)

Воспитатель: Чешуя для рыбы необходима, она защищает рыбу от травм. Чешуя помогает передвижению рыбы, а еще косяки мелкой рыбы с помощью яркого светоотражающего окраса чешуи ослепляют врага и запутывают его, затрудняя охоту. Но главная функция чешуи - это защита.  

Воспитатель: Подберите похожее словечко к слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий, рыбный, рыбешка, рыбонька.

Дидактическая игра « Кто где живет?»

Скажите, ребята, если рыба обитает в море, то она какая?

Дети: в море – морская

в аквариуме – аквариумная рыбка

в реке – речная

в озере - озёрная

Молодцы, ребята. Предлагаю отдохнуть.

 Физминутка.

Рыбка  плавает  в  водице,             Дети  стоят  в  кругу.   

Рыбке  весело  играть.                   Волнообразные  движения  руками.

Рыбка,  рыбка,  озорница,               Бегут  друг  за  другом.

Мы  хотим  тебя  поймать.

Рыбка  спинку  изогнула,                  Далее  по  тексту.

Крошку  хлебную  взяла;

Рыбка  хвостиком  махнула,

Рыбка  быстро  уплыла

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на доску. Какие рыбы вам знакомы? (Дети  по одному выходят к доске, называют рыбу и делят слово на слоги. Садятся на стулья.)

Воспитатель: Придумайте предложения, используя названия рыб.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам закончить мои предложения.

Игра «Закончи предложение»

— Рыбка к камню… (подплыла).

— Рыбка от берега…(отплыла).

— Рыбка всю реку …(переплыла).

Воспитатель:  Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники).

Выходим на середину ковра.

Воспитатель: Посчитайте, сколько икринок вы собрали. Похвалить тех у кого их больше). Положите аккуратненько икринки в ведерко.

 Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники... Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?

Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Закройте глаза. (Подменить ведерко на другое, где лежат рыбки.)

Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.

Дети:  Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок…

Раздать рыбок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коллективного занятия по изо:"Чудо-юдо, рыба-кит",по сказке"Конек-Горбунок"

Большая коллективная работа по изо, с применением нетрадиционного способа изображения- аппликация из скрученной бумаги и рисование гуашевыми красками....

Конспект занятия коллаж "Красные рыбы".

Коллективный коллаж по репродукции Матисса "Красные рыбы".  Дети имеют опыт создания коллективных коллажей. Умеют работать в совместной с взрослым деятельности, взаимодействовать со сверстниками,...

Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"

Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...

Презентация "Рыбы"

Пезентация может использоваться при изучении лексической темы "Рыбы" педагогами-психологами, логопедами, воспитателями. Представленные задания способствуют развитию памяти, мышления, внимания....

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим в рамках проекта"Рыбы"

конспект обобщающего занятия по проекту "Рыбы" в подготовительной логопедической группе....

открытое занятие"Кто такие рыбы"

Сценарий открытого занятия " Кто такие рыбы". познакомить детей с красотой подводного мира...

Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы» Конспект заключительного занятия «Рыбы реки Уссури» в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»:• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;• Дать представление о чешуе для жизни рыб.• Раз...