Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Герасимова Наталья Николаевна

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому необходимо прививать экологические знания, начиная с дошкольного возраста.[12, с. 3].

И действительно природа многогранна. Она оставляет в душе каждого ребенка глубокий след, воздействует на его душу своей яркостью и многообразием.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи.

Своей необъятностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.[8, с. 3].

В логопедической группе проблема развития речи стоит наиболее остро, является предметом пристального внимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Кроме того, у детей с ОНР не достаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление,воображение), а также моторика.

Дети, посещающие речевые группы, зачастую имеют не только дефекты речи, но и специфические характерные особенности. Они быстро утомляются, не могут сосредоточиться на длительный период, отвлекаются, некоторые сидят спокойно, но не могут ответить на вопрос, или отвечают невпопад. Часто дети бывают, агрессивны, у многих отмечается повышенная возбудимость, у некоторых, наоборот, вялость. Хочется развить в детях эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, воспитывать интерес к ней, любовь и бережное отношение к растениям и животным. Поэтому и возникают такие задачи, как развитие у детей коммуникативных навыков, развитие и коррекция эмоциональной сферы, выработка положительных черт характера. [14, с. 15]. Решить все эти задачи помогает общение с природой.

Воспитать в детях правильное отношение к природе нельзя без привлечения семьи. Поэтому в своей работе опираюсь на помощь родителей, где они являются непосредственными помощниками и активными участниками. Использую разнообразные формы работы с семьей:

- информация в родительских уголках и папках – передвижках;

- занятия в семейных клубах;

- консультации;

- семинары – практикумы;

- деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми о природе, с разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, с решением педагогических кроссвордов;

- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий, и т. д.

- совместные праздники, досуги и др.

Для того, что бы привить детям любовь к природе, одного ознакомления недостаточно. Нужна кропотливая повседневная работа с участием родителей. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье. Игры, в которых будут заняты и взрослые (мамы и папы, бабушки и дедушки) экологическая культура которых так же будет совершенствоваться. [2, с. 1]

Процесс воспитания экологической культуры проходит через: специально организованную, совместную и самостоятельную деятельность.

Для создания интереса к изучению природы и ее явлений в группе создана лаборатория, имеющая достаточное количество разнообразных колб, пробирок, щеточек, мерных стаканчиков, стеклышек. Можно изготовить приборы самостоятельно - это емкость для измерения выпавших осадков, приборы для фильтрации воды и т. д. [9, с. 180, 316].

Знакомя детей с природой, использую все доступные формы и методы работы. Это - беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, дидактические игры. Особое внимание уделяется организации непосредственно образовательной деятельности.

Мной была разработана программа кружка «Игровая экология», рассчитанная на 2 года. В ходе работы кружка у детей формируется система знаний о природе, они учатся видеть и понимать связи между явлениями. Составленная технология построена по принципу развивающего обучения и способствует развитию ребенка в целом. Ведь экологию можно использовать в любой образовательной области.

Работа кружка «Игровая экология» дала неплохие результаты. Дети научились правильно и осознанно относиться к природе. Использование материала кружка является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличение объёма знаний, умений, навыков.

Большую помощь при проведении экспериментов оказывает картотека опытов, модели-схемы алгоритмов проведения опытов.

На участке используются приборы с показаниями направления, силы ветра, температуры воздуха.

«Путешествие в Волшебную страну»

 

Дети стоят в кругу. Педагог проводит психологическую гимнастику.

Дети встают в круг, берутся  за руки, пожимают друг другу руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Педагог загадывает загадку:

«Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба,

Что бы плыли корабли,

Чтоб варились кисели, чтобы не было беды

Жить нельзя нам без …(Воды)

Педагог подводит детей к выводу о том, что без воды на Земле жизнь не возможна. Просит подойти к ноутбуку и взглянуть на экран.

Дети рассматривают карту нашей планеты. Рассказывают, что в изображении Земли преобладает голубой цвет, который обозначает воду. Выясняют,  что воду можно встретить в реках, озерах, морях, океанах, прудах, ручьях, родниках.

Педагог показывает и читает письмо:

«Дорогие, ребята!

Пишет, вам Маленькая Капелька. Меня заколдовал злой волшебник и унес в свою страну. Если вы не поможете мне, я погибну. Посылаю вам волшебную палочку. Взмахните ей, сосчитать до трех, и вы окажетесь у ворот в страну злого волшебника. Мои подружки, капельки помогут вам, они подскажут задания, которые нужно преодолеть, что бы победить его. Помогите, пожалуйста!

Маленькая Капелька»   

Педагог предлагает детям отправиться в страну злого волшебника, взмахивают волшебной палочкой, превращаются в белые, пушистые облака и под музыку кружатся, продвигаясь к замку злого волшебника.

Педагог обращает внимание на замок, из которого злой волшебник спрашивает для чего дети прибыли в его страну.

Злой волшебник предлагает детям справиться с тремя заданиями, которые помогут освободить маленькую капельку.

Дети находят первую капельку с заданием на которой написано:

 «Подберите растение, которое может жить в таких условиях».

Дети рассматривая карточки выясняют, что же это за условия:  жарко, мало воды, песчаная почва, много солнечного света.

 

      
  image
 image
   image
 
 

 

 

 

Дети выясняют, какая климатическая зона прячется за этими знаками. Делают вывод, о том, что это пустыня.

Педагог предлагает детям сесть в поезд, и отправится навстречу следующему испытанию.

Выполняется дыхательное упражнение «Паровозик»

Дети находят вторую капельку с заданием:

 «Что вы знаете о воздухе, и какими свойствами он обладает?»

Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и выяснить есть ли воздух в помещении. Дети выясняют, что воздух невидим и он везде.

Педагог предлагает поймать воздух с помощью мешочков. Детям раздаются полиэтиленовые пакеты, которые следует поднять над головой,  резко опустить вниз и закрутить мешочки.

Делают вывод о том, что воздух увидеть нельзя, он невидим, но он повсюду.

Педагог предлагает провести еще один опыт

Дети садятся на ковер, перед нами две емкости. В одной находится горячая вода, а в другой снег. Педагог берет пластмассовую бутылку, которая находилась в емкости со снегом, она холодная и надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в кастрюлю с горячей водой. Шарик надувается.

Затем педагог переставляет бутылку в кастрюлю со снегом и льдом, шарик сдувается

Дети делают вывод о том, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Воспитатель: Детям предлагается изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении.

Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.

Педагог спрашивает, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

(Дети, держась за руки, расширяют круг).

Что произойдет с воздухом, если его охладить?

(Дети держась за руки сужают круг, садятся в положение приседа).

 (Повторить упражнение 3 – 4 раза).

Воспитатель подводит итог того, что воздух невидим, но он везде, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Педагог предлагает отправиться на поиски следующей капельки с заданием.

Дыхательное упражнение «Лыжник»

Дети находят третью капельку с заданием:

«Превратите грязную воду в чистую».

Педагог предлагает детям отправиться в лабораторию.

Дети надевают халаты и обсуждают, как можно очистить воду.

Педагог подводит детей к тому нужно произвести фильтрацию воды. Обсуждают из чего можно изготовить фильтр.

Дети готовят фильтр из различных материалов. Педагог показывает, как можно изготовить фильтр, и производить фильтрацию воды. Дети приступают к работе.

Педагог выясняет с помощью, каких материалов дети изготовили фильтр. Какой результат у них получился после фильтрации?

Злой волшебник от злости лопается и к детям выходит Маленькая Капелька. Она благодарит детей за то, что они спасли ее, принесли ее подружек – капелек и волшебную палочку.

Подводиться итог образовательной деятельности.

Педагог предлагает вернуться в детский сад.

Капелька взмахивает волшебной палочкой. Звучит музыка.

Дети превращаются в белые облака, кружатся и попадают в детский сад.

На основании проведённой работы можно убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование этого метода является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, способствует увеличению объёма знаний, умений, навыков.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа /Алешина Н.В. -  М., ЦГЛ, 2004.
  2. Комарова, И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / И.А.Комарова. – Гном и Д, 2012.
  3. Кощеева, Е.Л. Путешествие в мир природы / Е.Л.Кощеева. – М., Аркти, 2009.
  4. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста средняя группа под редакцией / Козиной И.В. – М., Центр педагогического образования.2010.
  5. Маслова, Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста /Л.Л.Маслова - С.Пб.,Детство Пресс, 2010.
  6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях /С.А.Миронова - М.: Просвещение, 1991.
  7. Николаева, С.Н Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С.Н.Николаева - М.: Просвещение, 2002.
  8. Николаева, С.Н Методика экологического воспитания в дошкольном детстве /С.Н.Николаева - М.: Просвещение, 2006.
  9. Нищева, Н.В. примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3до 7 лет) / Н.В.Нищева - С.Пб: Детство-пресс, 2012.
  10. Нищева, Н.В. Мир природы. Животные: серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию Учебно-наглядное пособие /Н.В.Нищева - С.Пб., Детство Пресс, 2004.
  11. Рунова, М.А., Бутилова, А.В. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия /М.А.Рунова, А.В.Бутилова – М., Мозаика-Синтез, 2006.
  12. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова – М., Мозаика-Синтез, 2006.
  13. Стародубцева, И.В., Завьялова Т.П игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников /И.В.Стародубцева, Т.П.Завьялова – М., издательство Аркти, 2010.
  14. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия. Игры. Методические рекомендации. Мониторинг /О.С.Ушакова - М.: Сфера, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. В.М. Бехтерев Рука – это своего рода внешний мозг Кант

Слайд 3

«Развитие мелкой моторики рук - средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, раз...

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Доклад «Развитие речи детей в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни» на родительском собрании «Давайте познакомимся»

На третьем году жизни начинается благоприятный период для развития речи. И важно это время не упустить. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об ок...

Методика развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.Методика развития речи детей в процессе ознакомления  с художественной литературой....

Проект Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через приобщение к культуре и природе родного края

Актуальность проекта: Воспитание экологически грамотного человека. Если мы не научим детей любить и беречь природу,во чтоможет превратиться наша планета? Осознание ценности растений поможет молод...

Семинар-практикум для родителей "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи....