Развитие речи. Транспорт. Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гулина Ирина Вячеславовна

Конспект

По развитию речи ( формирование грамматического строя речи)

В подготовительной к школе группе

Мосичевой Ирины Вячеславовны

Тема. Транспорт.

Цель. Развитие связной речи ( диалогической речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_8.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

По развитию речи ( формирование грамматического строя речи)

В подготовительной к школе группе

Мосичевой Ирины Вячеславовны

Тема. Транспорт.

Цель. Развитие связной речи ( диалогической речи).

Задачи:

1.Познавательное развитие:

-Закрепить знания детей о транспорте;

-Уточнить понятия о различных видах транспорта;

-Развивать речь, внимание, мышление, воображение;

2.Формирование словаря:

-Обогащать детей словами по теме Транспорт : воздушный, наземный, подземный, специальный, шофер, железно- дорожный, машинист ,лайнер, самосвал, локомотив, аэропорт, аэродром, космодром ,космическое пространство,  матрос .

-Совершенствовать умение  использовать  разные части речи в точном соответствии   с их  значением и целью высказывания;

3.Звуковая культура речи:

-Совершенствовать  фонематический  слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять  место звука в слове.

-Отрабатывать  интонационную выразительность речи.

4.Грамматический строй речи:

-Совершенствовать умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова, существительные с суффиксами и  глаголы с приставками, прилагательные  в сравнительной и превосходной степени.

-Учить правильно употреблять  порядковые числительные.

5.Связная речь:

-Развивать речевую активность детей;

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

6.Воспитательные:

-Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах;

-Воспитывать желание, приходить на помощь тем, кто оказался в беде;

-Воспитывать интерес к познанию.

Методы: словесные, наглядные, игровые.

Оборудование: наглядный материал( картинки с различным видом транспорта ,карточки с различными автомобилями на лентах, картинки на определение звука (Л) в словах , мяч, модель, набор игрушек «Транспорт», карта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Комментарии

-Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:

-Утром солнышко проснулось, потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло, всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.

День с улыбки  начинайте, всем здоровья пожелайте : « Здравствуйте».

-Куда :г. Гатчина, детский сад №26. Кому: группа №8, детям и воспитателю. Откуда: континент Африка, От кого : от доктора Айболита.

- Ой, как интересно! Хотите узнать , что он нам написал?

- Здравствуйте дорогие ребята! Рад вас поприветствовать! Я надеюсь, что вы все здоровы, хорошо кушаете, много гуляете и у вас  прекрасное настроение. А вот у меня случилась беда! Злой Бармалей украл мой  с лекарствами и выбросил его в океан. Мне теперь совершенно нечем лечить моих бедных, несчастных, больных зверей! Помогите, пожалуйста , ребята!  Привезите нам лекарства, чтобы я смог помочь больным зверям. До свидания .Айболит.

-Что же делать? Как помочь Айболиту?

-Но где их взять? У нас есть аптечка?

-Ребята, а вы согласны отправиться со мной  в путешествие, чтобы отвезти лекарства Айболиту?

-Не боитесь?

-Но ведь Африка очень далеко !На чем же нам туда добраться?

-Есть и водный, и воздушный.

Тот ,что движется по суше,

Грузы возит и людей,

Что это? Скажи скорей?

-Верно! Наш путь длинный, нам понадобиться разный транспорт.

-Скажите, а какой бывает транспорт?

-Молодцы, все верно сказали. А как же  нам найти дорогу в Африку?

-Посмотрите ребята,  здесь в конверте есть карта, которую нам прислал Айболит. Она –то и поможет в пути. Давайте ее рассмотрим: что на ней изображено, как вы думаете?

-Откуда начнем путь?

-Посмотрите, на карте указаны станции, на которых отмечены виды транспорта, на которых нам предстоит  выполнить  задания.

-На чем мы отправляемся в путь сначала?

-Какая машина изображена на карте?

-Как еще можно назвать легковую машину?

-А кто водит автомобиль?

-Ребята, подойдите к столу и выберете каждый карточку с автомобилем, оденьте ленточку на шею.

- К какому  виду транспорта относятся  ваши машины?

-Теперь мы будем управлять машиной, а значит мы кто?

- Ребята, вам нужно будет выполнять действия , о которых я буду говорить. Если я остановлюсь, то вы должны  помочь мне закончить предложения :

- Ехали мы ,ехали, до горки (доехали),

Горку..(объехали) и дальше..( поехали),

Ехали , мы ехали, к речке…(подъехали),

На мост ..(въехали), с моста ..(съехали), и наконец ..( приехали).

-А вот и станция «Загадай-ка»

-Давайте узнаем, что на этих картинках? Для этого надо отгадать загадки.

1. Он в безбрежном океане туч касается крылом

Развернется над лугами, отливает серебром. Что это?

2. По волнам дворец плывет, на себе людей  везет. Что это?

3. Что ж , дружочек , отгадай

Только это не трамвай,

Вдоль  по рельсам быстро мчится

Из избушек веренится. Что это?

4. Пред домом на дороге

Ждет давно она подмоги

Не залили в бак бензина – не поехала…

-Как называются эти все слова – отгадки одним словом?

-Хорошо справились с заданием!  Но нам нужно продолжать наш путь. Давайте посмотрим  карту. На чем же нам надо продолжить наш путь?

-Это какой вид транспорта?

- А еще?

-Кто управляет поездом?

-Ребята, давайте посчитаем вагончики. Какой по счету этот вагон?

-Пассажиры, ваши билеты лежат на столе, на них есть картинки. Занимайте свои места в поезде. В  первый вагон садится тот, у кого в названии картинки звук «Л» находится в начале слова.

-Объявляется посадка в первый вагон.

-Объявляется посадка во второй вагон.

-Объявляется посадка в третий вагон.

-Как называется голова поезда?

-Молодцы ребята! Во главе поезда – локомотив, а за ним вагоны.

- Ребята встаньте друг за другом , положите руки на плечи впереди стоящему товарищу.  Я подаю звонок и наш поезд отправляется в путь.

-Наш поезд прибыл на вторую станцию « Называй-ка».

-В твоем вагон окна из стекла, значит они?

-В твоем вагоне сиденья из кожи, значит они?

-В твоем вагоне поручни из пластмассы, значит они?

-В твоем вагоне крыша из металла, значит она?

-В твоем вагоне стены из железа, значит они?

-В твоем вагоне двери из дерева, значит они ?

-Хорошо ребята, справились с этим заданием.. И мы будем дальше путешествовать.

-На чем будем дальше путешествовать?

-Кто управляет самолетом?

-Сейчас мы с вами садимся в самолет и становимся  летчиками.

-Летим выше  выше (ллл- тише)

Летим ниже ( ллл-громче)

Приземляемся на взлетную полосу (шшш).

-Мы прибыли с вами на станцию «Рассуждай-ка».

-Куда прилетаю самолеты, где они производят посадку?

-Давайте проговорим слово аэропорт..

-Вот мы и прибыли с вами в аэропорт.

-Какой еще воздушный транспорт вы знаете?

-Кто управляет вертолетом?

-Куда приземляется вертолет?

-Кто управляет ракетой?

- Откуда отправляются ракеты в полет?

-А куда они летят?

-Куда в космосе выходят космонавты?

(Космическое пространство)

-Ребята, кто знает , какой завтра праздник отмечает наша страна?

-Правильно ребята, послушайте , какие слова у нас прозвучали : космос, космонавт, космодром, космическое.

-Как мы называем такие слова?

-Правильно, мы называем эти слова – родственники, у них есть общая часть – космос. От этого слова они образовались.

-Давайте  посмотрим, ребята, на чем мы едем дальше?

-Корабль это какой вид транспорта?

-Кто плавает на корабле?

-А кто самый главный на корабле?

-Ребята, давайте  встанем в круг, соединим  ладошка  и вытянем руки вперед. Мы с вами плывем на корабликах . На воде началось волнение: нас качает вперед, назад. Давайте подтянем канаты , залили волны полную палубу, вымоем ее.

-Ребята, мы приближаемся с вами к новой станции и причаливаем в порт « Посчитай-ка».

-Ребята, у меня в мешочке лежит транспорт, вам нужно выйти и выбрать игрушку, пользуясь моделью на доске, посчитать выбранное транспортное средство.

-Молодцы ребята, а давайте, назовем транспорт , на котором мы уже путешествовали сегодня.

-Посмотрите на картинки , подберите, что к чему подходит?

-Молодцы ребята! Давайте посмотрим на карту, на чем мы едем дальше?

-Ребята, закончилось наше путешествие, мы действительно добрались до Африки! А вот и доктор Айболит нас встречает! Посмотрите, как он рад нам! А на чем приехал доктор Айболит?

-А к какому виду транспорта относится скорая помощь?

-А какой еще специальный транспорт вы знаете?

- Как вы думаете, для чего нужен специальный транспорт?

-Посмотрите, как нам рад доктор Айболит!  Давайте передадим ему чемоданчик с лекарствами, чтобы он мог  скорее поехать и начать лечить больных зверей. Доктор Айболит благодарит всех вас!

А нам пора возвращаться . а какой волшебный вид транспорта вы знаете, чтобы можно было добраться до детского сада?

-Садитесь  на ковер-самолет.. закрывайте глаза..1,2,3.

-Вот мы и в саду, в свой группе.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-На чем мы с вами путешествовали?

-Дома родителям вы расскажете о нашем путешествии?

-Вы большие молодцы!! Спасибо за вашу работу и за помощь доктору Айболиту!

-Здравствуйте!

-Да, хотим.

-Надо отвезти лекарства Айболиту.

-Да,есть.

-Да.

-Нет.

-Транспорт.

- Воздушный, наземный, подземный ,специальный.

-Машина, электричка,самолет ,корабл, Африка.

-Из детского сада.

-На машине.

-Легковая.

-Автомобиль.

-Водитель, шофер.

-К наземному.

-Водители.

- Ехали мы ,ехали, до горки (доехали),

Горку..(объехали) и дальше..( поехали),

Ехали , мы ехали, к речке…(подъехали),

На мост ..(въехали), с моста ..(съехали), и наконец ..( приехали).

-Самолет.

-Корабль.

-Поезд, электричка.

-Машина.

-Транспорт.

-Нужно ехать на поезде.

-Наземный.

-Железно- дорожный.

-Машинист.

-Первый, второй, третий.

-Лайнер.

-Теплоход , бетономешалка.

-Мотоцикл, самосвал.

-Локомотив.

- Дети встали  друг за другом , положили руки на плечи впереди стоящему товарищу.

- стеклянные.

-кожаные.

-пластмассовые.

-металлическая.

-железные.

-деревянные.

-Дети смотрят карту.

-На самолете.

-Летчик ,пилот.

-Дети летают :  выше (ллл- тише)

Летим ниже ( ллл-громче)

Приземляемся на взлетную полосу (шшш).

-Прилетают в аэропорт.

-А-Э-Р-О-П-О-Р-Т.

-Вертолет, ракета.

-Вертолетчик( повторяют по слогам)

-На аэродром( повторяют по слогам)

-Космонавт.

-С космодрома(повторяют по слогам)

-В космос.

-В космическое пространство( повторяют по слогам)

- День Космонавтики.

-Дети проговаривают слова хором.

-Родственники.

-На корабле.

-Водный транспорт.

-Моряки.

-Капитан.

-Дети выполняют движения по  указаниям воспитателя.

- Один танк, ни одного танка, два танка, пять танков, маленький танчик.

-Один вертолет, ни одного вертолета, два вертолета, пять вертолетов, маленький вертолетик.

-Одна лодка, ни одной лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

-Один катер, ни одного катера, два катера, пять катеров, маленький катерок.

-Один вагон, ни одного вагона, два вагона, пять вагонов,  маленький вагончик.

-Один самолет, ни одного самолета, два самолета, пять самолетов, маленький самолетик.

-Машина, поезд, самолет, корабль.

-Машина-гараж.

-Корабль-порт.

-Самолет- аэропорт.

-Поезд-вокзал.

-На машине скорой помощи.

-На скорой помощи.

-К специальному виду.

-Пожарная машина, полицейская,  аварийная.

-Для помощи людям.

-Ковер- самолет.

-Да, понравилось.

-На машине, поезде, самолете, корабле.

-Да, расскажем.

Дети встали из за столов и делают физминутку.

Дети сели на свои места.

Раздается стук в дверь , в группу заносят письмо. Воспитатель рассматривает конверт, вслух  читает  кому оно адресовано.

Воспитатель читает письмо.

Воспитатель читает загадку.

Дети затруднялись с ответом.

Воспитатель заглядывает в конверт и достает карту.

Дети вышли из – за столиков и подошли к столу, куда воспитатель положила карту.

Обогащение  детей словами по теме Транспорт. Формирование словаря.

Дети  повесили на себя  карточки с машинами.

Грамматический строй речи.

Совершенствование  умения образовывать глаголы с приставками.

Пред детьми  перевернуты картинки (самолет, корабль , поезд, машина).

Воспитатель хвалит детей, за хорошее отгадывание загадок.

Закрепление  знания детей о транспорте.

Дети подошли  к карте, рассматривают ее.

На доску вывешивается  плоский поезд и вагончики( кармашки).

Уточнить понятия о различных видах транспорта

Дети сели за столы.

Уточнить понятия о различных видах транспорта.

Обогащение  детей словом ( бетономешалка, локомотив)

Дети проходят по кругу  и изображают звуки поезда «Чух-чух».

Проводится игра  «Какой» - относительные прилагательные. Встали в круг, воспитатель  бросает мяч, и дети отвечают на вопросы, вопрос задается каждому вагончику( ребенку).

Совершенствование умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова-прилагательные.

Уточнение  понятия о различных видах транспорта.

Дети «Летают» по группе ,  Отрабатывают   интонационную выразительность речи.

Обогащение  детей словом- аэропорт.

-Дети сели за столы.

Обогащение  детей словами – вертолетчик, аэродром, космодром, космическое пространство.

На доску вывешиваются картинки : космодром, космос, космонавт в открытом космосе.

Совершенствование  умения образовывать ( по образцу ) однокоренные слова, существительные с суффиксами.

Дети подошли к карте, рассматривают ее.

Уточнение понятия о различных видах транспорта.

Обогащение  детей словом –моряки.

Дети выходят и подходят к воспитателю с мешочком и выбирают игрушку.

Умение правильно употреблять порядковые числительные.

Дети подходят к карте, рассматривают ее.

Пока дети смотрят карту, на доску вывешивается изображение Айболита и машина скорой помощи.

Воспитатель достает маленький коврик, на котором помещаются все дети.

Вывод: Мы наблюдали занятие в подготовительной группе по развитию речи ( грамматического строя речи).  Вид занятия : комплексное  с индивидуальным подходом. Цель: развитие связной речи ( диалогической речи). Для достижения цели, воспитатель использовала сюрпризный момент ( письмо от доктора Айболита), чтобы вызвать у детей интерес к теме занятия, использовала коллективную и индивидуальную форму работы. В занятии мы увидели. А педагог осуществляет задачу по звуковой культуре речи, закрепляла расположение звука « Л» в словах : лайнер, теплоход ,бетономешалка, мотоцикл, самосвал.  Также   решалась задача по грамматическому строю речи, она  совершенствовала  умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова: космос, космодром, космонавт, космическое; существительные с суффиксами: космос, космодром, космонавт, космическое; глаголы с приставками: Доехали, объехали ,поехали, подъехали ,въехали, съехали, приехали; прилагательные  в сравнительной и превосходной степени: стеклянные, кожаные, пластмассовые, металлическая, железные, деревянные ,танчик,  вертолетик, вагончик, самолетик. Занятие было эмоциональным насыщенным. Воспитатель справился с целью занятия. Материал соответствовал возрастным и умственного и речевого развития детей. Занятие длилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «ТРАНСПОРТ»

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе на тему«ТРАНСПОРТ»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Транспорт"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Транспорт"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Транспорт, профессии на транспорте»

Цель занятия: Активизация словарного запаса по теме. Задачи:Расширять знания детей о транспорте и профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе тема: «Транспорт»

Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях ...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Транспорт."

Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе   Образовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Речевое развитие»на тему: &laq...

ООД по развитию речи в подготовительной группе "Транспорт"

Цель: Развитие лексико- грамматического строя речи по теме «Транспорт».Задачи: - расширить знания детей о транспорте, уточнить понятия о различных видах транспорта: «наземный»,...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Транспорт. Профессии на транспорте»

Цель: создавать условия для умения у детей дошкольного возраста правильно строить сложноподчиненные предложения....