Практикум для родителей совместно с детьми «На пороге школы»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Харымова Надежда Ивановна

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи, необходима разработка  и внедрение  в практику дошкольных образовательных  учреждений эффективной модели  взаимодействия специалистов – педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя - с семьей, с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства  как в ДОУ, так и в домашних условиях. В настоящее время   психолого-педагогические исследования убедительно доказывают  необходимость  осознанного включения родителей   в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости - важная проблема современной образовательной ситуации. К наиболее эффективным формам взаимодействия  с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалистов. Именно в совместной деятельности с детьми родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.

Данный материал предназначен для педагогов - психологов, учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей совместно с детьми  «На пороге школы»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого, психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи:

  • ознакомление родителей с основными аспектами понятия «психологическая готовность к школе»
  • обучение родителей практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе
  • привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей с ОНР при подготовке к школьному обучению.
  • познакомить родителей с играми, развивающими   речевые способности, познавательные психические  процессы.
  • предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми
  • акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержки ребенка, а не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития

Участники: родители, чьи дети посещают логопедическую группу, дети подготовительной логопедической группы, педагог-психолог, учитель-логопед.

Ведущий: педагог-психолог, учитель-логопед

Продолжительность: 1 час 20 мин

План практикума:

  1. Игра с мячом в кругу «Закончите фразу» (5 минут)
  2. Теоретическая часть. Выступление педагога-психолога, учителя-логопеда (15-20 минут)
  3. Практическая часть. Встреча детей упражнение «Давайте поздороваемся» (3 минуты)
  4. Фрагмент фронтального логопедического занятия (15 минут)
  5. Упражнение «Едет-плывет-летит» (3 минуты)
  6. Игра «Колумбово яйцо»  (5-7 минут)
  7. Упражнение «Графический диктант» (5-7 минут)
  8. Упражнение «Рукавички» (5-7 минут)
  9. Завершение практикума. Упражнение «Связующая нить» (10 минут)

Ход практикума

  1. Стулья расставлены по кругу. Приветственное слово ведущих, сообщение темы, формы проведения встречи.

Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение»

     Педагог-психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося начало предложения: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе»,-        означает…..». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения.

  1. Теоретическая часть.

    Педагог-психолог: Сегодняшний практикум я хочу начать словами Л. Венгера: - «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». В чём же суть «готовности»?

    Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребёнка тому, чему его будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению.

     Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

  1. Интеллектуальная готовность - ориентировка ребёнка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на «запихивание» в ребенка всевозможной информации. Но  важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.
  2. Волевая готовность - управление своими эмоциями, своим поведением, умение организовать своё рабочее место и поддерживать порядок на нём, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, внимать в содержание того, о чём говорит взрослый.
  3. Мотивационная готовность - принятие позиции школьника,  положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят). Однако, это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в нашу школу очень важно, наконец,  потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.
  4. Социально-психологическая готовность - потребность в общении, умение общаться с взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество

    Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

  Учитель-логопед: Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Перечислим их:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических
групп.
2.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

4. Сформированность грамматических категорий и связной  речи: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным  предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений     в     фонематическом    и лексико-грамматическом  развитии,  ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

    Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

   Педагог-психолог: Важно понять, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес! Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

  1. Встреча детей.

  Педагог-психолог: «Добрый вечер, ребята! Мы рады вас видеть!»

 Упражнение «Давайте поздороваемся»

   Вместе со своими мамами и папами вставайте в круг. Поздороваемся необычным способом. Когда я хлопну в ладоши 1 раз, вам нужно пожать друг другу руку, 2 раза – потереться носами, 3 раза – обняться. Будьте внимательны! Замечательно!

По дороге знаний  предлагаю пройти

Разные задания вас ждут на пути

С ними справиться сумейте

Будьте смелее не робейте!

А мамы и папы вам помогут в пути

По дороге знаний уверенно пойти!

  1. Фрагмент логопедического занятия

Учитель-логопед: А вот и первое задание!

1.В волшебной шкатулке лежат картинки со звуком К. Игра «Угадай звук?» Называя картинки, дети определяют и называют какой там есть одинаковый звук в словах. (звук К).

2.Характеристика звуков К, Кь по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение цветовыми символами.

Звук К согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), заднеязычный. Звук Кь- мягкий. Звук К обозначается синим цветом, а звук Кь- зеленым.

3.Определение  позиции звука  в словах по картинкам, игра «Где звук?»  Дети называют предметы, определяют позицию звуков К, Кь. Задание выполняется  в тетрадке.

4.Звуковой анализ слогов  КА, КУ  и слов КОТ, КИТ.

Дети вместе с родителями выполняют задания, помогая друг другу. Учитель-логопед: Вы справились с заданием! Получите первую карточку (К). Предлагаю немного отдохнуть и сыграть в игру «Летит – едет – плывёт»

5.Упражнение «Летит – едет – плывёт»

    Я буду называть различные предметы. Если предмет летит – машем руками над головой, если едет – топаем ногами, если плывёт – разводим руками в  стороны, плывем. Готовы! Будьте внимательны!

  • Самолёт, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолёт и т.д.

6.Игра «Колумбово яйцо»

   Педагог-психолог:  Для следующего задания вам нужно разделиться на команды. 1 команда – детей,  2  команда – родителей. Чья команда быстрее выполнит задание, получит следующую карточку.  Необходимо глядя на образец составить интересные фигуры-силуэты. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.  Молодцы! Команды получают следующие карточки с буквами (Ш) (Л).

7.Упражнение «Графический диктант»

  Педагог-психолог: Ребята, мамы и папы пройдите за столы. Для следующего задания вам понадобиться листок в клетку, простой карандаш и внимание. Будем выполнять графический диктант и посмотрим, какое животное у нас получится. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию.

3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 7 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 влево, 7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх. Молодцы! Получаете следующую карточку (О).

8. Упражнение «Рукавички»

   Педагог-психолог:  Перед вами лежит пара рукавичек, вырезанных из бумаги. Нужно как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички (А).

  Учитель-логопед: Молодцы! Вы  выполнили все задания и собрали карточки. Предлагаю вам выложить из них слово и тогда мы узнаем, куда нас привела дорога знаний. Выкладывают слово «ШКОЛА».

9.Завершающее упражнение «Связующая нить» (проводится в кругу)

   Педагог-психолог: Передавая клубок (клубок шерстяных ниток желательно цветной) по кругу ребята продолжают фразу «Когда я стану первоклассником, хочу, чтобы мама и папа…..», родители «Когда (имя ребенка) станет первоклассником, я буду….».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара- практикума "Домашние посиделки" для родителей совместно с детьми.

Семинар- практикум для родителей совместно с детьми. Его цель - показать и научить, чем можно заняться с детьми дома, а так же обьяснить родителям - насколько важна такая совместная деятельность для с...

Родителям будущих первоклассников - игры на пороге школы

Эти методические приёмы игровой деятельности, по отзывам родителей, способствовали  подготовке  детей к школе....

Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...

Родительское собрание (совместно с детьми) «На пороге к школе»

Дошкольное учреждение – это одно из  важнейших звеньев в общей системе образования, в котором происходит самое значимое психологическое и физическое развитие детей. Неподготовленность детей...

Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления.........

Родительский практикум - игра в подготовительной группе «Ребенок на пороге школы»

Родительский  практикум - игра в подготовительной группе«Ребенок на пороге школы»...

Занятие-практикум с родителями детей подготовительной группы "На пороге школы"

Рассматривается один из вариантов работы с родителями по повышению компетентности в вопросах психолого-педагогической готовности к регулярному обучению в школе....