"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста".
консультация по развитию речи (старшая группа)

Бахтеева Анастасия Николаевна

Развитие связной речи и речевого общения – главная задача обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Развивать речь необходимо с первых лет жизни, т. к. наша речь очень сложна и разнообразна. Именно в дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех сторон речи, это период активного усвоения ребёнком разговорного языка. Об уровне их речевого развития можно судить по тому, как дети строят связное высказывание. Значимость связной речи рассматривали в своих трудах А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн и др. В своих трудах они писали, что ребёнок не только должен правильно построить предложение, но и должен научиться рассказывать, т. е. описать предмет, рассказать о каком-то событии. И этот рассказ должен состоять из нескольких предложений, последовательно и логически между собой связанными друг с другом.

В развитии связной речи дошкольников старшей группы выступает формирование умения составлять рассказ, используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_statya.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ БГО Детский сад № 1 комбинированного вида.

Консультация

на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Бахтеева А.Н.

2019г.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи и речевого общения – главная задача обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Развивать речь необходимо с первых лет жизни, т. к. наша речь очень сложна и разнообразна. Именно в дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех сторон речи, это период активного усвоения ребёнком разговорного языка. Об уровне их речевого развития можно судить по тому, как дети строят связное высказывание. Значимость связной речи рассматривали в своих трудах А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн и др. В своих трудах они писали, что ребёнок не только должен правильно построить предложение, но и должен научиться рассказывать, т. е. описать предмет, рассказать о каком-то событии. И этот рассказ должен состоять из нескольких предложений, последовательно и логически между собой связанными друг с другом.

В развитии связной речи дошкольников старшей группы выступает формирование умения составлять рассказ, используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Связная речь можно отнести как к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи.

Монологическая речь больше развёрнута. Монолог требует внимания к содержанию пересказываемого, памяти. И, конечно же, монолог опирается на мышление. Для того чтобы речь была более понятна окружающим, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, точный словарь. Связная монологическая речь: это пересказ, рассказывание (о реальных событиях, предметах, по картинам). Важно использовать в работе над связной речью детей разные приёмы: составление предложений по предметным, сюжетным картинкам); пересказ прослушанного текста; составление рассказов-описаний; составление рассказа с элементами творчества (по образцу, на заданную тему и т. д.)

Чаще всего в обучении детей связной речи используется пересказ. Обучение пересказу способствует развитию восприятия, памяти, внимания, обогащению словарного запаса. Занятие планируется так, чтобы детей подготовить к восприятию произведения, подбираются соответствующие по теме загадки о персонажах, происходит уточнение значений отдельных слов, т. е. словарная работа, содержащихся в тексте. Затем прочитывается текст и проводится анализ произведения, предлагается наглядный материал – иллюстрации, сюжетные картинки, выявляются главные герои. Например, в сказке «Заяц-хваста» происходит выделение слов-определений, служащих для характеристики предметов («Кто главный герой в сказке? Какая он? Как заяц хвастал?»), дается характеристика персонажу. При обучении детей пересказу применяются такие методические приемы: деление произведения на части, озаглавливание, опорные слова, иллюстрации, которые отражают содержание произведения и т. п.)

Немаловажное место по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста занимают такие виды рассказывания, как рассказывание по картинам (сериям сюжетных картинок; описание пейзажной картины), обучение рассказу-описанию предметов, в процессе составления которого дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета.

Во время пересказа рекомендуется включать наглядные схемы, иллюстративное панно, рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам, восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом, составление творческих пересказов.  На занятиях по работе с картинами и сериям картинок предлагается детям придумать завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию придумать названия. Проводятся разнообразные игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины:

1) «Кто самый внимательный?» Дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом; 2) «Кто лучше запомнил?» Дети вспоминают действия персонажей картины); 3) «Угадай-ка!» По вопросам педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине; 4) Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.

В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды работы: составление рассказа по аналогии; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам; придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа. При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме: дети заканчивают предложения, начатые педагогом, затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

При составлении рассказов по наборам игрушек «Бременские музыканты» дети используют инсценировку, позволяющую соотносить высказывания детей с демонстрированием действий игрушек-персонажей, вспоминают песни к этой сказке. В структуру такого занятия включаем отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа; даем характеристику персонажей (внешний вид и т. п.), описываем предметы; определяем темы.

Хорош такой приём, как обучение детей составлению рассказов на тему по опорным словам.  Вначале при составлении рассказа проводить в сочетании с демонстрацией педагогом соответствующих предметных картинок: называют предмет, изображённых на картинках, дают краткое описание данному предмету. Затем определяем тему рассказ и план из трех – четырех вопросов.

Составление окончания незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей) дважды прочитывается текст начала рассказа, дети придумывают продолжение. Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним – двумя детьми.

Особое место занимает работа по формированию связной речи детей в художественно-эстетической деятельности (рисование, аппликация, конструирование).  В ходе занятий для активизации и развития связной речи хорошо использовать речевое планирование, описание выполненных действий, словесный отчет ребенка о проделанной работе, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации, модели. Целесообразно использовать такие приемы: составление рассказа по плану с уточнением последовательности; дополнение рассказа ребенка другими детьми.

Успешное овладение связной речью поможет ребенку легко справиться в обучении в школе: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...